Во имя Отца и Сына
и Святого Духа.
В
конце сегодняшнего евангельского чтения, которое всё посвящено благодарности,
есть короткие слова Христовы: Исцелилось десять прокаженных -
а где же девять? Как не нашли они в себе теплоты
сердечной, благодарности, чтобы воздать славу Богу? Как это так, что
единственный, кто вернулся ко Христу прославить Бога и поблагодарить Его, это
иноплеменник, чужой человек?
Нам кажется это таким странным - а вместе с этим,
разве не это происходит всё время, всё время и в нашей личной, и общественной,
и церковной жизни? Как редко мы умеем благодарить; о, просить мы умеем,
ожидать помощи, внимания, ласки - умеем!
Жаловаться на то, что она нам не дана тогда, когда нам хочется ее иметь
- мы умеем. Но когда Бог или человек окажет нам
внимание, мы это принимаем как должное; когда Бог или человек окажет нам
милость, мы на нее радуемся, мы ее берем, иногда ненадолго бережем -
но благодарить забываем: разве не на то Бог
существует, чтобы о нас заботиться? Разве не на то мой ближний существует,
чтобы он меня не забыл?
Нет - не на то!..
И
мы проходим мимо каждого случая, от которого наша душа могла бы загореться
радостью, стать счастливой, благодарной.
Бывает и другое, то именно, о чем говорит Христос: свои не благодарят, свои
всё принимают как должное; благодарят трепетно, с изумлением, чужие...
В данном случае, вероятно, это был самарянин,
один из тех людей, который не только был прокаженный, больной, отверженный
людьми, страхом для людей из-за заразной своей болезни, но такой человек,
который и по рождению своему был для всякого израильтянина чужим; к нему не
прикасались, от него отворачивались. И для него то, что Христос оказал ему
милость, было не только чудом исцеления -
это было чудом и другого рода: он вдруг
обнаружил, что для Бога чужих нет, что хоть люди
могут от него отвернуться, его не признавать за своего -
Богу он свой, родной, никакие границы, никакие
пределы и преграды не стоят между ним и Богом. И он вернулся; он вернулся в
своей радости и благодарности, потому что он не только был исцелен: для него
это было откровение любви, откровение о Боге.
Как часто бывает так и в нашей среде; человек, который себя чувствует и
считает еще чужим, не своим в нашей среде, получает какие-то знаки внимания,
теплоты, ласки - и как он радуется тому! Он
радуется, что ему блеснуло мгновение молитвы, что
человек ему улыбнулся, что его поздравили с причащением, что его заметили
- и всё для него чудо; самая малая милость, или человеческая, или
Божеская, для него - чудо, радость и случай
благодарить чуть ли не со слезами, трепетно, потрясенно. А потом человек
делается своим, он входит в наше общество, и тогда -
как жутко видеть, что вместо того, чтобы радоваться на каждую мелочь,
считать, что каждая крупица любви, молитвы, внимания, благодати
- это чудо и ликование, человек всё начинает принимать за должное и уже
начинает считать и Бога, и людей своими должниками.
Благодарить - нет! Ему всё мало. То, что когда-то
было так дивно, редко, неслыханно, теперь стало для него обычным, на это он
«имеет право», это его собственное - а ему
нужно новое, другое, еще, и еще; и разгорается жадность. Духовная жадность,
душевная жадность; и благодарение гаснет, как гаснет радость, как гаснет
изумление о том, что бывают такие чудеса, что меня кто-то заметит, что меня
заметит Бог, что вдруг оказывается, что я ни Богу, ни людям не чужой, в свой.
Подумаем над этим; это ужас, перед которым я стою всё время! Чужой человек -
всему рад, свой -
ничем не удовлетворен. Как это страшно! Когда это
относится к нам, людям, то можно сказать: да -
мы не долюбили, мы не проявили достаточно
внимания, тепла, ласки, понимания; но когда это к Богу относится -
разве это не уродство! Подумаем об этом; и
научимся благодарить; и если только мы научимся каждую самую малую долю
радости принять в сердце, сделать ее предметом благодарения и ликования, тогда
наша жизнь станет действительно вся искриться радостью, станет прекрасной.
Каждый из нас станет для другого источником радости и причиной благодарения. И
тогда мы не будем жаловаться, что всё, всё, всё нам мало: каждое слово,
взгляд, движение, от Бога или от человека, будет для нас явлением, признаком
того, что мы свои, а большей
радости чем эта - нет. Аминь. |