Во
имя Отца Сына и Святого Духа.
В
это воскресенье и в наступающие дни все говорит нам о вере, как ее определяет
Апостол в 11 главе Послания к евреям: вера - это
уверенность в вещах невидимых, внутренняя уверенность, твердая уверенность,
которая позволяет жить согласно с тем, на что надеешься и чего ожидаешь, и
жить для того, что грядет.
Родословная Христа говорит именно б этом. Бесчисленные имена, которые сейчас
читались, имена тех, которые даже и не вошли в летопись, это имена тех людей,
которые из тысячелетия в тысячелетие, из столетия в столетие ожидали прихода
Христа; ожидали в уверенности, что слово Божие, обещание Божие неложно, что
оно исполнится и придет время, когда с нами будет Бог, когда Бог Небесный,
Таинственный, Непостижимый, Невидимый вдруг, чудом, станет видимым, близким,
родным, своим, оставаясь одновременно тем, чем Он изначально был: Богом,
Которого нельзя никаким именем назвать, Которого даже познать нельзя иначе,
как поклоняясь Ему и открываясь Его Откровению.
Вера - это уверенность в вещах невидимых. Мы это
слово употребляем по отношению к Богу, к вещам духовным; но оно относится
также ко многому в обычной жизни. Мы говорим о любви, мы говорим о красоте.
Когда мы говорим, что любим человека, мы тем самым говорим, что непостижимым,
невыразимым образом в нем прозрели нечто, чего другие в нем не видели. И когда
мы, охваченные восторгом, восклицаем: “Как это прекрасно!” -
мы говорим о чем-то, что до нас дошло, но чего мы
не можем просто истолковать; мы только можем сказать: “Приди и виждь”, как
апостолы говорили своим друзьям: приди, взгляни на Христа, и ты узнаешь, чтó я
в Нем увидел…
И
вот, наша вера в вещи невидимые, с одной стороны, является личной нашей верой,
то есть тем, что мы сами познали, тем, как мы когда-то, хоть один раз в жизни,
прикоснулись края ризы Христовой - и почуяли Его
Божественную силу; хоть раз взглянули в Его очи -
и увидели бесконечное Его милосердие,
сострадание, любовь. Это может случиться непосредственно, таинственным путем
встречи живой души с Живым Богом; но это бывает тоже посредством других людей.
Мой духовный отец мне раз сказал: никто не может отрешиться от земли и
обратить весь свой взор на небо, если в глазах хоть одного человека, на лице
хоть одного человека не увидит сияние вечной жизни…
В
этом отношении мы все ответственны друг за друга, все ответственны за ту веру,
которую имеем или по которой тоскуем и которая нам может даться не только
чудом непосредственной встречи лицом к лицу с Богом, но и через посредство
человека.
Вера, поэтому, складывается из многих элементов. С одной стороны, это наш
личный опыт: вот, я увидел в этих очах, на этом лице сияние вечности, Бог
просиял через этот лик… Но бывает: я как-то чую,
что есть нечто -
но не могу это уловить! Я улавливаю только
немногое - и тогда могу обратиться взором,
слухом, общением души к другим людям, которые тоже нечто познали, -
и то жалкое, может быть, но драгоценное, святое
знание веры, которое мне было дано, расширяется опытом, верой, то есть
уверенностью, знанием других людей. И тогда моя вера делается шире и шире,
глубже и глубже, и тогда я могу провозглашать истины, которыми обладаю не
лично, но соборно, вместе с другими людьми. Так мы провозглашаем Символ веры,
который нам дан издревле опытом других людей, но который мы постепенно
познаем, приобщаясь этому опыту.
И
наконец, есть другая вера, о которой говорит Евангелие от Иоанна: что Бога
никто не видел, кроме Единородного Его Сына, пришедшего в мир -
спасти мир. Есть истины веры, которые мы
принимаем от Христа, потому что Он знает все глубины Божественные и всю
глубину человека, и может приобщить нас и к человеческой глубине, и в
Божественным глубинам.
Слушая сегодняшний перечень имен, подумаем об этих людях. Некоторые из них
были святыми, людьми чистой жизни, людьми, через которых сияла вечность, в
которых сиял Бог. Но среди этих мужчин и женщин есть и грешники: как же они
вошли в эту родословную? Они вошли, потому что жили ожиданием Христа. Вся их
слабость, вся их немощь, вся их греховность не помешали им жить только этой
мечтой и этой уверенностью.
Поэтому взирая на себя, когда будем думать о нашей греховности, мы должны
поставить вопрос: мешает ли она нам? Не препятствует ли она нам жить этим
ожиданием встречи, встречи с Живым Богом, ставшим живым человеком? И если наша
греховность стоит между Богом и нами, мы должны с
ужасом от нее отвернуться, оторваться, чего бы это нам ни стоило. Но если она
нам «не мешает», мы должны от нее оторваться, мы должны с ней бороться так же
сурово, так же страстно, как я только что сказал, и зная, что наша тоска по
Богу нам открывает путь веры.
Будем, поэтому, идти этим путем, но помнить, что вера не заключается только в
том, чтобы верить в истину, а в том, чтобы быть верными
этой истине, верными той правде, той истине, той
чистоте, той святости, которые нам явил Господь и к которым Он нас призывает.
Итак - уверенность в вещах невидимых,
верность этому Живому Богу жизнью и, если нужно, смертью, как святые это
показали, и в Ветхом Завете, и после Рождества Христова. Аминь! |