Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждый год в первую неделю Великого поста мы отмечаем праздник Торжества
Православия. И каждый год мы должны задумываться о его значении - не только
как исторического события, но и о том, что оно значит лично в нашей жизни.
Прежде всего мы должны помнить, что торжество Православия не означает
торжества православных над другими, что это - Торжество Божественной Истины в
сердцах тех, кто принадлежит Православной Церкви и кто свидетельствует об
открытой Богом Истине во всей ее целостности и прямоте.
И
поэтому мы должны сегодня от всего сердца поблагодарить Господа за то, что Он
разогнал тьму в умах и сердцах тысяч и тысяч людей, что Он, Который есть
Истина, дал нам возможность этой совершенной Божественной Истины причаститься.
Установление этого праздника явилось законным признанием иконопочитания.
Почитая святые иконы, мы исповедуем то, что Бог - невидимый, невыразимый, Бог,
Которого мы не можем постичь - действительно стал человеком, принял
человеческую плоть, жил среди нас - в смирении, простоте, но также и во славе.
И исповедуя это, мы поклоняемся иконам не как идолам, но как свидетельствам
Истины воплощения.
Почитая иконы, мы не должны забывать, что мы поклоняемся не нарисованным на
дереве изображениям, а Самому явившемуся в мир Богу. Каждый из нас, все мы,
были созданы по образу Божию. Все мы - ожившие иконы, и это на нас налагает
огромную ответственность, потому что иконы могут быть повреждены, превращены в
карикатуры, поруганы. И мы должны задуматься над собой и задаться вопросом:
достойны ли, способны ли мы называться "иконами" - образами Божиими?
Какой-то западный писатель сказал, что окружающие люди, встречая христианина,
должны видеть в нем про-образ, отражение чего-то, с чем они никогда раньше не
сталкивались; что разница между христианином и нехристианином настолько
велика, разительна, насколько велика разница между статуей и живым человеком.
Статуя может быть красивой, но она сделана из камня или из дерева, и она
мертвая. Живой человек может сразу показаться не таким прекрасным, но
окружающие должны (подобно тем, кто почитает святые, освященные Церковью
иконы) увидеть в нем сияющее присутствие Святого Духа, Бога, открывающего Себя
в смиренном виде человеческого существа.
И
до тех пор, пока мы не сможем быть для окружающих такими, мы не
справились со своей задачей, наша жизнь не является свидетельством Торжества
Православия, мы лжесвидетельствуем.
Таким образом, все мы и каждый из нас в отдельности несем на себе
ответственность за то, что несмотря на существование миллионов христиан в
мире, мир не видит (в этих воистину "глиняных горшках"!) Божьего присутствия -
святого, славного, способного преобразить этот мир.
Эта правда о нас, - правда и о наших церквах. Наши церкви были призваны
Христом как братские общества христиан стать единым телом, все члены которого
объединены друг с другом всеобъемлющей, жертвенной любовью, которая есть Божия
любовь к нам. И Церковь была призвана и до сих пор призывается быть общностью
людей, чья отличительная черта - быть воплощением Божественной любви.
Увы, то, что мы видим в наших церквах - это не чудо Божественной любви,
которая должна была бы выливаться из наших сердец и изменять мир. Увы, но в
самом начале храмы строились по образу государства, то есть иерархически,
строго, формально, и из-за этого мы в действительности не смогли стать
похожими на общества первых христиан. В письме к Римскому императору
Тертуллиан говорит следующее в защиту христиан: «Когда люди нас встречают, то
поражаются: ‛Как же эти люди любят друг друга!’» Про всех нас этого не
скажешь. И мы должны научиться воссоздавать то, что Господь заложил в нас и
что когда-то существовало; воссоздать общины, церкви, приходы, епархии,
патриархаты - всю Церковь - таким образом, чтобы вся жизнь, вся реальная жизнь
была пронизана любовью.
Но
увы, мы этому еще не научились. Так что когда мы празднуем Торжество
Православия, мы должны помнить, что Господь победил, что мы являемся
свидетелями Истины, Божией Истины, Его Самого. воплощенного и явившегося, что
есть большая награда для всех нас и для каждого в отдельности, но мы своею
жизнью не должны давать тому ложного свидетельства.
Какой-то западный богослов сказал, что даже если мы изложим всю суть
Православия, но в то же самое время исказим это, живя по-иному, то наша жизнь
засвидетельствует обратное: все это были слова, а не действительность. Мы
должны в этом каяться, мы должны измениться так, чтобы при встрече с нами люди
видели Божественную Истину, Божий Свет, Божию Любовь - во всех и в каждом из
нас. И до тех пор, пока это не совершится, нельзя говорить, что мы принимаем
участие в Торжестве Православия. Господь восторжествовал, но Он нас поставил,
чтобы через нас мир узнал об истинной жизни.
Так давайте научимся жить по Евангелию, которое является Истиной и Жизнью. Не
в одиночку, а вместе строить общества христиан, которые будут свидетельством
этой евангельской Истины, так, чтобы мир, глядя на нас, мог сказать: «Давайте
обновим все устаревшее и станем новым обществом, в котором Божии Заповеди,
жизнь по Богу смогли бы стать реальностью и восторжествовать!» Аминь.
* * *
Из беседы 1985 г.
Святой Феодор Студит говорит в одном из своих писаний, что окружающий мир
действительно порой страшен, кажется одичавшим, обезумевшим; что мир, в
котором мы живем, подобен коню, которым правит опьяневший всадник. Конь будто
беснуется, но виновен не конь, а всадник. Мы опьянели, мы слепы, потеряли свой
путь, мы мечемся. И потому весь мир, который мы были призваны вести к полноте,
обезумел, со всеми последствиями безумия.
Позднее наше взаимоотношение с миром становится еще более жестоким и грубым. В
той же книге Бытия, после потопа Господь говорит Ною: все движущееся, что
живет, будет вам в пищу; в ваши руки отданы они; да страшатся и да трепещут
вас все звери земные (см. Быт 9:2-3). Это венчает, вернее сказать - это самая
низшая точка взаимоотношений между тварным миром и человеком, самая глубина,
разделяющая их. Человек, который был призван вести все в область духа, стал не
только предателем мира, но и мучителем его, убийцей созданий Божиих.
Такой подход лежит в основе аскетического отношения к телу и к тварному миру.
Усилие подвижника направлено на то, чтобы покорить плоть ради того,
чтобы обладать телом, победить обезбоженность, из-за которой мы стали мертвым
веществом, - мертвым, потому что мы отвернулись от жизни или потеряли ее, -
ради того чтобы обрести вновь состояние примирения, в первую очередь, с миром,
который мы предали и ввергли в область смерти, страдания, дисгармонии,
искажения. Призыв отказаться от некоторого рода пищи, от плоти животных,
призыв освободиться от голода, который распространяется на все сотворенное
Богом желанием подчинить все себе и в конечном итоге уничтожить - вот призыв
поста. И это охватывает гораздо больше, чем физический пост, просто
воздержание в пище и питье. Это состояние трезвости, состояние, через которое
мы можем опомниться от опьянения, о котором говорит святой Феодор Студит,
состояние, восстанавливающее нас в правильном взаимоотношении с созданиями
Божиими. |