Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Приходит к концу пасхальная пора; через несколько дней, в среду, мы в
последний раз совершим пасхальную службу, последний раз в этом году будут
звучать торжествующе, ликующе, пасхальные песнопения. Но Пасха, чудо
Воскресения Христова остается с нами. То, с чем мы оказались лицом к лицу в
Пасхальную ночь: диво опустевшего гроба, телесного восстания Христова, Его
явления ученикам -и нам! - в славе, победе и торжестве, остается с нами,
несмотря на то, что теперь возносится Господь на небо.
После этого мы будем праздновать Вознесение Христово. Вознесение -
таинственный праздник; это праздник, когда мы радуемся о разлуке. Христос,
беседуя со Своими учениками в последний вечер перед Своей смертью на кресте,
им говорил: Лучше вам, чтобы Я отошел; потому что когда Я отойду от вас, Я
пошлю вам Духа, Утешителя, Который наставит вас на всякую правду... Радость
разлуки... Радость о Христе, о том, что теперь Он возносится к Отцу и
восседает одесную славы Божией. Радость о нас, потому что Христос, воскресший
плотью, плотью же возносится, и теперь, как говорит святой Иоанн Златоустый,
если мы хотим познать величие человеке и его возможную славу, нам надо
возвести взор ко престолу Божию, и там мы увидим, сидящего одесную Бога и
Отца, Человека Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия. Воскресением и
Вознесением Господними человечество как бы вошло внутрь самой тайны Святой
Троицы. Человек Иисус Христос - Бог наш.
И
вот, мы ликуем об этой победе Господней, об этом прославлении человека, и
вместе с этим, как и ученики в ранние дни, как и ученики в течение всех
столетий, мы остаемся на земле сиротами. Когда Христос был среди нас, как
сегодняшнее Евангелие нам говорит, Он был светом; мы оказываемся в полутьме
или в потемках нашей личной жизни и в потемках судьбы человечества на земле.
Но Христос опять-таки нам обещал, что Он не оставит нас сиротами, что Он
пошлет вам Святого Духа, Утешителя, Который возьмет от того, что принадлежит
Ему, Христу, и научит нас всякой правде. Утешитель: Тот, Который приходит, и
опытно нас удостоверяет в том, что воскресший и вознесшийся Христос
действительно - Господь и Бог наш; что действительно Он восседает одесную Бога
и Отца, но, что одновременно, по Своему дивному обещанию, Он среди нас до
скончания века, ощутимо для одних, невидимо, непознаваемо для других. Он в
истории мира действует, спасает, преображает, ведет все к последнему
торжеству, к последней победе. А победа Божия - это наше спасение; слава Божия
- это явление человека во всей славе его.
Но
для того, чтобы Дух Божий к нам пришел Утешителем, надо нам быть в горе и в
сиротстве от отшествия Господня. Потому мы так редко, так несильно, неглубоко
ощущаем это дивное присутствие Духа, что мы неглубоко ощущаем отсутствие
Христово. Апостол Павел говорит: Жизнь для меня - Христос, а смерть -
приобретение; потому что, живя на земле, я вдали от Господа... Так должны были
бы и мы чувствовать, ликовать о том, что придет время и нашей разлуки от земли
и входа нашего в вечность, где все наши любимые, и где любимый, поклоняемый,
дивный Спаситель Христос. И в таком случае уже теперь присутствие Святого Духа
было бы для нас таким утешением такой радостью, такой надеждой, такой победой
вечности, которая грядет победоносно и дивно к нам. Аминь! |