Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хочу сказать всего несколько слов.
Есть праздники, когда рука не
поднимется на работу, потому что сердце переполнено ликованием и радостью; Пасха
— такой праздник, Благовещение — такой праздник. А есть другие праздники, когда
руки опускаются, когда кровь холодеет, когда делается так тяжело и так страшно,
что мысли нет о чем бы то ни было, кроме как о воспоминаемом событии. И таков
день усекновения святого Иоанна Предтечи.
Самый великий человек, рожденный на
земле, умер от удара меча, погубленный завистью, ненавистью, — был погублен
напрасно, как будто. Перед смертью его охватил какой-то ужас; он послал двух
своих учеников ко Христу спросить: Ты ли тот, или ожидать нам другого?.. И в
этом вопросе целый мир ужаса и надежды. Если Христос на самом деле Тот, Которым
Его проповедовал Иоанн, то стоило жить и стоило умирать; но если Христос не тот,
то напрасно Иоанн жил жестокой жизнью, и напрасно стоит он теперь перед смертью.
И Спаситель Христос ответа ему не дал; Он его отослал к древним пророкам:
Скажите Иоанну, что слепые прозревают, что хромые ходят, что нищие
благовествуют... Пусть верит он до конца; пусть не соблазняется; пусть
верой живет и верой умирает.
Этот подвиг чистой веры делает Иоанна
таким несравнимо великим. Именно поэтому ко дню его усекновения Церковь
приурочила память всех тех, которые положили свою жизнь за других: на войне ли,
или спасая кого — умерли. Не знали и они, не напрасно ли умирают. Знали только
одно: что они не могли не отдать своей жизни по любви к своему ближнему;
просто отдать; отдать, потому что иначе нельзя.
Таковы все подвижники, которые по
учению Христа свою жизнь положили за ближних, за друзей, за чужих. Ведь чужих у
Бога нет и у Церкви нет. Поэтому, ублажая сегодня святого Иоанна, будем
вспоминать и его, и подвиг всех тех, которые, подобно ему, сумели полюбить, жить
и умирать, не зная, чтó будет,— зная
только, что так надо. Этот праздник — праздник радости, а не только
ужаса, потому что когда видишь такую любовь, знаешь, что Священное
Писание не ошиблось, говоря, что любовь, как смерть, крепка. Любовь крепче
смерти, потому что Бог есть любовь, и победа, в конце концов, за любовью, за
жизнью, за Богом,— то есть за нами, если только мы сумеем так любить, как нас
учит Господь. Пусть будет на это благословение Господне на вас, укрепляющее,
просвещающее, радующее сердца, вдохновляющее нас жить так, как жили великие
подвижники и в первых — самый великий из всех, кто родился от человеческого,
естественного рождения — святой Иоанн Предтеча.
Аминь. |