Митрополит Антоний Сурожский
СЛОВО ПРОИЗНЕСЕННОЕ НА ПАНИХИДЕ
Сейчас мы вознесем наши
молитвы о добром вашем наставнике, отце Николае. И хочется мне
напомнить вам слова апостола Павла, который пишет коринфянам:
Печать моего апостольства вы есте. Что это за печать и что это
значит для нас, для вас особенно, по отношению к отцу Николаю?
В древности мало кто умел
писать. Писал кто-то по просьбе другого, но достоверным это писание
делалось тогда, когда тот, от имени кого было написано письмо, клал
свою печать в его конце, как мы кладем подпись. В тот момент это
письмо приобретало все значение, оно было убедительно, оно могло
служить доказательством. И вот, когда апостол Павел говорит: Печать
моего апостольства вы, — он говорит о том, что сколько бы он ни
проповедовал, как бы он ни свидетельствовал о Христе, сколько бы он ни
пострадал за это свидетельство — если это свидетельство не принято,
если семя брошено на ветер, но не пало ни на какую почву, которая его
примет с любовью и даст этому плоду тело, откуда произрастет клас, то
все его апостольство, все посланничество его во имя Христа напрасно.
Это только слова, которыми, может быть, в какой-то мере он сам
оправдается, потому что он страдал за слово, но эти слова из
него подлинного апостола не сотворят.
И вот вы, духовные дети
отца Николая,— являетесь ли вы
печатью его апостольства? Придет
день, когда откроются все тайны сердец, когда перед всеми и перед
лицом Господним станет ясно, кто сеял, и кто был доброй почвой, и кто
остался почвой каменистой, и кто почвой мог бы быть доброй, но
взрастил столько сорной травы, столько терний, что доброе семя
заглохло. Тогда станет перед всеми воочию ясно, грозно, грустно — а то
и радостно — этот вопрос: явились мы или нет печатью
этого апостольства?
Несем ли мы печать этой личности, этого слова, этой жизни, этого
примера, этого свидетельства, или нет?.. И тогда грустно будет тем,
которые слушали и радовались слову, но не оказались
делателями. Будет
грустно видеть, что напрасно это слово звучало вокруг них, и что они
остались без того плода, который только и может быть оправданием
апостольства отца Николая и прославлением его.
Человек от плодов труда
своего прославляется. Священник не прославляется от
слов, которые он
говорит, а от того, как эти слова, принятые в души человеческие, дают
плод; и какая радость думать о том, что жизнь каждого из нас может
иметь
такое
значение для человека
любимого и почитаемого. Придет же время, когда мы все станем перед
Божиим лицом, и как будет дивно, если, прожив жизнь, которая делает
нас достойными любви и радости Господней, мы сможем принести все эти
плоды к ногам Христа и сказать: "Господи, я — только почва, слово сеял
он, трудился он,
все это принадлежит ему, это
слава его жизни, он должен воссиять в этой славе".
И когда мы теперь стоим и
молимся об упокоении, о радости, о свете для
этой души
человеческой, мы ведь не просим Бога быть несправедливым и дать ей то,
чего она не заслужила в жизни своей. Мы приходим
свидетельствовать о
том, что он не напрасно жил. Во-первых, свидетельствовать о том, что
он посеял в сердца наши любовь. Любовь неумирающую, любовь, которая
все углубляется, все растет, все очищается, все светлеет и объемлет не
только его память, но всех вокруг. Свидетельствовать пришли мы тоже о
том, что жил он, посеял доброе семя, и вот поле, которое он засеял; а
какое мы поле?.. Если это поле доброе, богатое, тогда жизнь, которая
как будто прекратилась на земле, оказывается, никогда не прекращалась;
эти плоды растут, охватывают новые и новые души; и жизнь и
свидетельство пастырства и апостольства отца Николая продолжаются во
имя Христово в вас, и через вас — все далее.
Вот на чем основана сила
нашей молитвы перед Господом, когда мы совершаем панихиду. Если жизнь
наша является свидетельством правды наших слов, тогда эта молитва, как
стрела, бьет в двери райские, по слову святого Иоанна Лествичника. Но
если наша жизнь не свидетельствует об этом, если она свидетельствует
только о том, что человек жил, жил Крестом, жил на Кресте, и что мы
прошли, слышали и забыли, тогда наши молитвы теперь — как недостоверны
и как немощны! И пора, пора опомниться, чтобы наше свидетельство было
свидетельством истины и жизни .
Тогда наша молитва будет та, о которой говорит Христос в Евангелии:
Духом и истиной надлежит нам молиться; не словами едиными, а всей
жизнью своей.
Помолимся теперь от всей
благодарной любви, от всего благоговения, но уйдем отсюда для того,
чтобы принести такой плод, который оправдал бы слова молитвы нашей и
сделал нас поистине той печатью апостольства, которой мы призваны
быть. Выйдем из этого храма с тем, чтобы творить то дело, к которому
мы призваны отцом Николаем; и помните, что среди вас есть такие,
которые больше чем другие осиротели его смертью. Окружите их любовью,
будьте милостивы друг к другу, и идите в мире, творя дело Божие.
|
|