Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Господь предостерегает нас о том, как трудно богатому войти в
Царство Божие. Означает ли это, что Царство Божие открыто только
обездоленному, тому, кто в материальной нужде, кто на земле лишен
всего? Нет. Царство Божие открыто всякому, кто не порабощен тем, что
имеет. В первой заповеди блаженства
Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное -
нам дается ключ к сегодняшней притче:
нищие духом это те, которые поняли, что они ничего не имеют, что было
бы их собственностью. Мы созданы действием Божиим, Его любовью вызваны
в бытие, в жизнь; Бог нам дает общение с Собой, на которое мы не имеем
«прав»; Он открыл нам Себя Своей собственной вольной волей, когда мы
были голодными и отчаявшимися. Всё, что мы есть, всё, чем мы
пользуемся - не наше, в том смысле, что мы не сотворили, не создали
того, что по видимости наше, - всё, всё, что мы имеем и чем
являемся - есть любовь: любовь Божия и любовь людей. И мы не можем
ничем завладеть, потому что всё - дар, который тотчас ускользает от
нас, если только мы стараемся им овладеть и сказать «это моё!»
С другой стороны, Царство Божие - поистине царство тех, которые
поняли, что они бесконечно богаты: ведь мы можем
всего ожидать от любви Божией и от
человеческой любви. Мы богаты, потому что ничем не обладаем, мы
богаты, потому что всё нам дано. И вот тому, кто
считает, что он по праву
богат, трудно принадлежать Царству, где всякая вещь - знак любви и где
ничем
нельзя завладеть, потому что тогда оно
отнимается у других: в тот момент, когда мы говорим, что обладаем
чем-то, что дано нам либо Богом, либо человеческой заботой, мы как бы
вычитаем, вырываем это из тайны любви.
И кроме того как только мы уцепляемся за что бы то ни было, мы
становимся рабами. Мне вспоминается, когда я был молодым, один человек
сказал мне: Разве ты не понимаешь, что в момент, когда ты зажал в руке
медяк и не готов раскрыть руку и отпустить этот медяк, ты потерял свою
зажатую ладонь, ты потерял руку и потерял тело, потому что всё твое
внимание сосредоточено только на том, как бы не потерять этот медяк; о
всем остальном будет забыто…
И зажимаем ли мы в руке медяк или чувствуем себя владельцами многого -
умственного, эмоционального или материального - это не важно; суть в
том, что мы не можем больше пользоваться ни рукой, ни умом, ни
сердцем, - мы не можем больше быть свободными, а Царство Божие есть
Царство свободы.
И еще: как трудно тому, кто никогда ни в чем не нуждался, кто всегда
имел больше, чем ему нужно, понять нужду другого: материальную ли,
эмоциональную или любую другую нужду. Требуется очень много понимания,
сочувствия, требуется научиться быть очень внимательными к движениям
человеческого сердца, к материальным нуждам людей, чтобы
на эти нужды отозваться. Есть русская
пословица: «Сытый голодного не разумеет». Кто из нас может сказать,
что он голоден хоть в чем-то? И вот поэтому мы не понимаем нужд людей:
нужд друг друга, или нужд людей за пределами нашей общины.
Задумаемся же над этим! Бедность не равнозначна лишенности; бедность
означат свободу от порабощения иллюзии, будто мы самобытны, будто мы
творцы того, чем являемся и чем обладаем. И это значит быть свободными
от порабощения тому, что нам дано,
чтобы стать соработниками Божиими, быть
как бы только управляющими над тем имуществом, которое Бог нам
поручил.
Задумаемся поэтому: если мы научимся этому, то мы одновременно
научимся тому, что апостол Павел говорит: что беден он или богат - он
всё равно богат, потому что его богатство заключается в любви Божией и
в любви человеческой к нему. И тогда мы сможем, обладаем ли мы земными
благами или нет, быть от них свободными и принадлежать Божиему
Царству, которое есть Царство взаимной любви, взаимной солидарности,
сострадания друг другу, Царство свободы давать друг другу то, что мы
получили сами даром: как дар. Аминь.
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
На этой неделе Православная Церковь празднует Успение Божией Матери.
Успение - слово славянское; оно значит,
что Божия Матерь уснула, как говорили в древности, сном земли, умерла.
Но в слове "умереть" много горечи,
чувства поражения. В слове "успение" -
чувство покоя, и действительно, в
празднике Успения мы радуемся о том, что Божия Матерь, Чьей верой
Христос пришел на землю, Чьей верой Он был свободен совершить Свой
трагический путь, уснула сном земли, и что в этот момент Она снова
оказалась лицом к лицу с воскресшим и вознесшимся на небо Своим Сыном
и Своим Богом. В Успении, как во всякой смерти, есть трагедия: человек
не рожден для того чтобы умереть; но есть и дивная встреча, встреча
живой души со своим Богом. Каждый из нас, умирая, так встретит Бога.
Но все мы, в той или другой мере, отуманены, осквернены
грехом;. Божия Матерь, Пречистая Дева Богородица могла войти в
вечность и вступить в свет вечности, не внося в него никакой тени. Она
вошла в жизнь, будучи Матерью Жизни вечной на земле, и вот мы ликуем
об Ее Успении, и мы радуемся о том, что, по преданию церковному, земля
не удержала Ее бренных останков, что Она и плотью воскресла, и что Она
- первенец из мертвых после Христа
воскресшего. Аминь. |