По мере нашей веры, по мере открытости наших сердец Господь разно нас
призывает. В глубине ночи, из сна был вызван Авраам; Господь позвал
его по имени, и Авраам отозвался, и Господь ему велел: Выйди из земли
твоей, оставь твое сродство, отвернись от всего, что твое, пойди туда,
куда Я тебя поведу... – и Авраам встал и пошел. И он остался в истории
и в опыте всего человечества как подлинный образ безусловной,
совершенной веры.
Иначе были призваны Апостолы: мы читали о том, как, проходя мимо них у
моря Тивериадского, Господь позвал их; и они встали и пошли – но это
была не первая их встреча. До этого на берегу Иордана-реки они
встретили Христа. Помните, как они услышали свидетельство святого
Крестителя Иоанна: Это Агнец Божий, который подъемлет на Себя крест
мира, грех мира, тяжесть мира... И два лучших ученика Предтечи – тот,
который впоследствии стал Иоанном Богословом, и Андрей Первозванный –
оставили своего учителя, по его же собственному свидетельству, и пошли
за Иисусом, пробыли целый день с Ним и потом привели к Нему каждый
своего брата: Андрей привел Петра, Иоанн привел Иакова, и своих
друзей: Филиппа и Нафанаила. И вот при этой встрече они что-то
прозрели – такое большое, что было выражено Нафанаилом в его
исповедании: Ты мой Господь и Ты мой Бог...
Но после этого Христос их за Собой не увлекает; Он их отсылает
обратно, домой, и Сам уходит в пустыню на сорокадневный пост и
искушение. И только через каких-то два месяца Он снова их встречает.
За это время первый восторг, который их охватил, успел остыть; первые
потрясающие впечатления улеглись, они успели подумать, пережить,
прийти в себя, вернуться к самому обыденному, что у них было на земле:
ремесло, дом, семья, обычное окружение. И когда они занялись только
самым обычным, когда воспоминание об Иисусе, встреченном в Иудее,
осталось у них в сердцах, а жизнь продолжала идти своим чередом,
Спаситель снова прошел мимо них и теперь уже, не предлагая
ничего, прямо им повелел: Идите за Мной! – и они оставили все и
пошли.
Бывает и в нашей жизни, что в какой-то момент мы услышим ясный голос
Божий, который нас зовет по имени, и тогда мы можем встать и
пойти; бывает, что мы в жизни коснемся края встречи со Христом,
глубоко бываем потрясены тем, что пережили, готовы были в тот момент
на любой подвиг – но Спаситель знает, что ни на какой подвиг мы
от восторга нашего не способны, пройдет порыв, восторг, вернемся мы на
старое и остынем. И Господь Сам отсылает нас обратно в жизнь, обратно
в семью, обратно к обычным нашим занятиям, обратно ко всему, что
раньше существовало в нашем сознании без Него. Но посылает-то Он нас
обратно со знанием, что мы встретили Живого Бога. Это бывает после
молитвы, после причащения или в какой-то непостижимый момент, когда
нас Жизнь коснется... И в какое-то время Он снова пройдет мимо
нас и скажет: А теперь брось, пора за Мной идти... Готовы ли мы
на это?
Сколько раз мы все, каждый из нас и все вместе молились, и глубоко
доходила до нас благодать и слово молитвы, и зажигались сердца, и
утихали страсти, и ум делался ясным, и воля в сильном порыве хотела
только добра! Сколько раз?.. Сколько раз это бывало при чтении
Евангелия, после причащения Даров, после того, как мы сделали что-то
достойное себя и достойное Бога, достойное любви, – и снова мы
засыпаем и коснеем... Слышим ли мы слово Божие, говорящее: А
теперь пора! – или станем дожидаться момента, когда все у нас
будет отнято: болезнью, надвигающейся смертью, страшными
обстоятельствами жизни, чтобы вспомнить, что, кроме Бога, в конечном
итоге не остается ничего, никого, никакого человека около нас?
А сейчас – сколько вокруг нас людей: а есть ли человек?.. Не только в
том смысле, что около меня может кого-нибудь не быть, а
поставим себе вопрос так: “А я – человек ли по отношению к
тому, кто рядом со мной? Слышу ли я Господа, говорящего: Иди ко Мне,
помоги, напитай, утешь, дай стакан студеной воды, утешь словом”?
Вот вопрос, который перед нами стоит: Господь говорит раз, говорит и
два – а придет время, когда Он перестанет говорить, когда мы станем
перед Ним, и Он будет молчать, и мы будем молчать, оба объятые
той же печалью: прошло время, поздно... Неужели мы дадим времени
сказать нам: Поздно!.. Апостол Павел нас призывает дорожить временем,
потому что дни лукавы, спешить творить добро, спешить жить
вечностью!..
Услышим этот призыв и начнем жить! Аминь!