Не есть ли это, - кроме того, что здесь описано подлинное событие
нашей человеческой истории, - не является ли это также притчей и
образцом множества человеческих обстоятельств? Как часто мы говорим:
"Нет смысла делать что-либо для этого человека, этот человек всё равно
потерян. Ничем не исправишь то или другое положение, оно непоправимо".
И мы должны помнить слова, сказанные Христом Петру, который спросил:
"Но кто же тогда может спастись?", и Господь ответил: "Что человеку
невозможно, в о з м о ж н о Богу".
Надежда за пределом надежды: не потому, чтобы у нас были веские
основания надеяться, но потому что мы можем со всей страстностью быть
уверены, что не только Божественная любовь, но и человеческая любовь
может вернуть к жизни то, что погибло. Люди, пришедшие в глубочайшее
разрушение, люди, которые нам представляются безнадежно злыми, если их
встретит жертвенная любовь, - и "жертвенная" здесь слово решающее, -
жертвенная любовь Божия и такая же жертвенная любовь в нас самих,
могут возродиться.
В случае дочери Иаира это произошло тут же, немедленно; в наших
отношениях друг со другом и другими людьми на это могут потребоваться
годы, годы терпеливой любви, годы, на протяжении которых мы будем
давать себя, но также выносить, без конца терпеть самое невыносимое;
и, в конечном итоге, может наступить возрождение. Возрождение может
наступить еще здесь, на земле, в том смысле, что человек, которого
считали безнадежно пропащим начинает меняться и мы видим чудо, и мы
ликуем, и исполнившаяся надежда реальна, и радость переполняет сердце.
Но эта жертвенная любовь может быть в искупление еще другим образом.
Один западный богослов, в период последней войны, когда чувства были
глубокими, а боль - острой, сказал, что страдание есть место встречи
зла с человечностью; страдание всегда или наносится человеком, или же
человек отвернется и не поможет облегчить его, И страдание всегда
врезается в душу и в тело человека. Но когда это случилось, жертва
приобретает божественную власть простить, и прощением упразднить зло и
искупить тех, кто это зло сотворил.
Задумаемся над этим; эта мысль пришла мне не от собственных
размышлений и не из собственной жизни, которая всегда была для меня
слишком легкой, чтобы я от себя мог произнести такие слова; но после
войны, в одном из концентрационных лагерей был найден документ,
написанный на клочке оберточной бумаги человеком, который умер в этом
лагере. И суть этой записки - молитва, где говорится: "Господи, когда
Ты придешь на землю Судьёй, не осуди людей, которые так жестоко нас
мучили; не вмени им их жестокости и нашего страдания, их насилия и
нашего отчаяния, но взгляни на плоды, которые мы принесли: терпением,
смирением, силой духа, прощением, лояльностью, солидарностью; и пусть
эти плоды будут вменены им во спасение. Не дай, чтобы память о нас в
вечности была бы их ужасом; пусть она будет их спасением".
Это - тоже надежда за пределом надежды. И, для меня, она связана с
контрастом между грешной, ложной, слепой уверенностью людей в доме
девочки: они насмехаются над Христом, они "знают", что девочка мертва;
надежда излишня, она потонула в отчаянии. И - победа любви и
милосердия, которая явлена в этом событии, но которая так многообразно
может простереться и в нашу личную жизнь - на самом незатейливом
уровне и на самом героическом.
Давайте задумаемся над этим, и изберем ту надежду, которая за пределом
надежды, изберем ту любовь и ту веру, которые побеждают. Аминь.
Св.
архистратига Михаила
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Каждому человеку дано имя; это имя для него - знак, что он под особым
покровительством того или иного святого, и еще - это призыв ему
уподобиться тому, кому он поручен. Но имена человеческие, которые мы
носим от крещения, не выражают нашу конечную сущность, потому что мы в
становлении, мы постепенно вырастаем в ту меру, которой мы призваны
достичь во Христе, Господе нашем Иисусе.
Архангелы и Ангелы носят имена, которые светозарно выражают и самую их
сущность, и тайну познания ими живого Бога. И каждый носит иное имя,
потому что каждый из них, зная Того же Бога, приобщаясь тайне Его
жизни, однако, воспринимает эту тайну по-разному и возвещает ее всей
твари по-своему.
И вот мы слышим имена святого архистратига Михаила, архангела
Гавриила, архангела Рафаила и многих других. И каждый из них нам
открывает тайну о Боге в ее чистоте, но раскрывает перед нами и тайну
собственного своего богопознания. Архангел Гавриил нам возвещает, что
Бог спасает. Архангел Рафаил гласит о том, что Он - целитель,
исцеляющий всякий недуг. Но самый таинственный, самый великий в своем
познании Бога - Архистратиг Михаил, имя которого значит "Никто как
Бог" или "Един Бог". Это слово - крик, весть, которые он приносит
всему миру, не словом, а всем своим существом. Он нам говорит о том,
что един Бог, никого нет подобного Ему, и только Ему мы можем и должны
поклоняться. Бесподобен Бог, дивен Бог, нет у Архистратига Михаила
другого опыта, кроме как это чудо: Никто как Бог.
Мы сейчас празднуем его память, празднуем с ним память и всех других
архангелов и ангелов; и мы должны вслушаться в их имена и получить от
них ту весть, которую они доносят до нас о тайне Божества. Святой
Григорий Палама, один из величайших святых Х1У века, называет ангелов
"светами вторыми". Он говорит нам, что ангел так прозрачен, что через
него льется на нас и достигает до нас свет Божественный; что они так
прозрачны, что через них мы познаём не их, а живого Бога, Которого они
познали. Как мы должны им быть благодарны за это! Как благоговейно
должны мы отнестись к их неизмеримой, страшной, дивной и спасительной
святости! И поэтому, празднуя их день, примем от них благовестие; и
сегодня, так как это особенный день святого Архистратига Михаила,
примем его благовестие:
Никто как Бог, - и получив эту весть, увидев,
что Божия тварь, ангел Божий, так познал Бога и так вырос в меру этого
познания, научимся от него, каждый в свою меру, жить этой вестью:
никто как Бог, никто как Бог; и пусть всё остальное, как бы оно ни
было прекрасно, как бы оно ни было велико, дивно, пусть всё отступит и
займет свое место. Пусть сияние Божие будет перед нашими глазами
несравненным, а остальное пусть горит и сияет светом, который от Бога
изливается на всё и всему дает глубину, красоту и вечную жизнь. Аминь.