Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Бог вверил нам самим наше спасение или возможность погибели.
Сегодняшняя притча, так же как слова молитвы Господней, так же как
и другие слова евангельские, говорят о том, что если вы не
простите братьям вашим прегрешения их, то и Отец Небесный не
простит вам прегрешения ваша.
Сегодняшняя притча свидетельствует о безграничной власти, которая
у нас есть над самими собой: в наших руках погибель наша и в наших
руках наше спасение. И, казалось бы, сердце должно радоваться,
потому что условие, как будто, легкое; радоваться также потому,
что самое прощение и примирение между людьми -
большая радость. А между тем, сердце
сжимается, потому что мы знаем, если только честны сами с собой,
как мы мало способны прощать и как легко осуждаем. Мы знаем, как
легко в нас внедряется, иногда на много лет, а иногда
на всю жизнь, горечь против
обидевшего нас человека. Это происходит оттого, что мы очень
чувствительны ко всему, что ранит наше самолюбие. Мы живем
самолюбием, мы живем тщеславием, а не правдой Божией, или даже
простой человеческой правдой. Вот почему мы так легко уязвимы, и
вот почему так жестоко, так бессердечно мы мстим. Мстим прежде
всего тем, что отказываем в прощении тому, кому это
прощение нужно - потому что не
прощенный человек несет на себе тяжесть и скорбь совершенного им
греха. Иногда, не получая прощения, человек от нас заражается
мстительностью; он тоже начинает жить чувством, что он обижен,
оскорблен, обойден, что за свой проступок он не заслуживает такого
окончательного отвержения, и тогда зло еще более разрастается, и
делается еще более страшным.
Где же нам найти силу начать дело прощения? Во-первых, надо
осознать, что обиды, которые вызывают у нас такое негодование,
рождают такую горечь, не стоят этой горечи. Большая часть наших
обид - это раны нашему самолюбию, и
должно бы быть стыдно страдать от самолюбия. Нам должно бы быть
радостно, хоть и тяжело, когда
это самолюбие обличается, и когда оно разрушается ударами извне.
Мы должны понять, как пуста и ничтожна наша жизнь по нашей же
вине, как она далека от того, к чему она призвана Богом. Мы
призваны быть подобными Ему, а как мы низки, как мы недостойны
нашего призвания! И вот это
первое: осознать, что наша обидчивость, наша способность надолго
огорчаться зависит не от тяжести обид, которые нам наносят, но от
самолюбия, которое легко обижается, легко оскорбляется и никогда
не прощает.
Дальше мы должны научиться простой человеческой добродетели,
которую мы так мало знаем -
справедливости. Мы не применяем одной и той же меры к другим и к
себе: мы ожидаем себе немедленного прощения за те самые поступки,
слова и действия, которые месяцами, а иногда годами, вызывают в
нас огорчение и озлобление против других. Нам надо научиться себя
мерить той же мерой, и так же легко прощать, как мы хотим быть
прощенными, так же не огорчаться наносимыми нам обидами, как, по
нашему мнению, другие не должны огорчаться, когда мы их обижаем.
И, наконец, мы должны помнить, что истинно слово Христово, которое
выражает не только закон, заповеданный Богом, но и незыблемый
закон духовной жизни: если мы не прощаем -
мы не способны принять прощение,
потому что мы чужды тому духу, который способен его принять. Мы
стоим перед Божиим неумолимым судом, мы должны понять, что наши
временные земные действия имеют вечное и окончательное значение.
Если я сегодня этого человека отвергаю, если этому человеку нет
места со мной, то, когда мы оба предстанем перед Богом, я должен
буду сказать: "Или он, или я". Но войдет в вечный покой только
тот, который будет стоять перед Богом с сердцем сокрушенным,
молясь о пощаде и прощая всем. Аминь. |