Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы празднуем сегодня день святого Григория Паламы.
Его богословие своими корнями уходит в опыт всех православных
подвижников и святых прежних веков. Сердцевина его учения такая для
нас важная, такая для нас значительная: это свидетельство об опыте
всей Православной Церкви о том, что Бог не замкнут в Себе Самом, не
пленник Своей Божественной природы, что будучи любовью, т.е.
торжеством и полнотой жизни, Он и в Себе живет и, как бы переливаясь
через край собственного Своего бытия, достигает и нас, приобщая нас
и в таинствах, и через молитву, и через непосредственное,
непостижимое Свое действие Себе Самому, тому, что мы называем
животворящей благодатью. Мы живы этой благодатью, но живы мы не
земной и естественной жизнью: благодатью мы делаемся уже людьми,
принадлежащими будущему веку. Святой Григорий нас учит тому, что
благодать нам дается не за подвиг, но дается в ответ на человеческий
крик, на человеческую мольбу, на человеческую тоску по Боге, Который
открывает наши души глубоко и делает их богоприемными, способными
принять Бога как желанного гостя, как царя, как жизнь.
Такая открытость души не достигается, однако, одной
тоской по Боге. Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, - они
узрят Бога». Эта чистота сердечная достигается подвигом. И хоть не
за подвиг нам дается благодать, но без труда и подвига мы неспособны
ее принять. Бог Духа Своего дает без меры, но мы принимаем Его в
меру нашей открытости Ему. Мы должны бороться строго, трезво, без
пощады к себе против всего того, что затемняет ум, что омрачает
сердце, что искривляет волю, что дает власть над нами чему бы то ни
было, кроме Самого Бога. И это требует раньше всего решимости, -
решимости свою жизнь сделать такой, чтобы она могла вместить сначала
послушливость Богу, затем какую-то Ему приобщенность в мысли, в
сердце, и затем - чудо Боговселения, когда Бог соединяется с нами
так, как огонь пронизывает собой железо.
Но огонь не вдруг охватывает дерево и не вдруг
проходит до самого сердца железа, это делается постепенно. И мы
должны содействовать отдачей себя Богу все больше и больше этому
покорению нас самих Божественной благодатью и Божественным
присутствием. В одном из своих сочинений святой Григорий говорит о
том, что мы призваны стать совершенно прозрачными, как хрусталь,
через который может литься свободно Божественный нетварный свет. И
увы (говорит он) мы непрозрачны, мы потемнены, есть в нас густота,
непроницаемость. И поэтому благодатный свет, Божественный огонь
касается нас только на поверхности нашей, - обжигает порой, а порой
обогревает. Своим светом Бог делает очевидными изъяны, недостатки,
порчу, но вместе с тем, этим же светом являет и блестки золота, и
серебра, и самоцветных камней, которые эта почва нашей личности, и
души и тела, в себе содержит.
И вот подвиг всей жизни в том, чтобы стать
прозрачным, таким прозрачным, чтобы свет Божий лился через нас,
пронизывал нас до самой сердцевины - насквозь, и изливался на
все твари Божии. Вот научимся его призыву к подвигу, поймем, в чем
заключается задача нашей жизненной борьбы: стать такими чистыми
сердцем и умом, чтобы, как через хрусталь, лился свет, пронизывал
теплом. Вдохновимся и тем тоже, что Бог нас зовет к такому
глубокому, глубинному общению с Собой, что мы призваны, через
приобщенность благодати, стать участниками самой Божественной
природы (2 Пет 1:4). Разве не стоит для этого жить? Разве это не
призвание, стоящее того, чтобы отложить всякое земное
попечение ради того, чтобы земля стала небом и мы стали гражданами
вечного Царства? Не рабами, не слугами, а детьми Живого Бога,
братьями Христовыми, детьми Отца Небесного. Аминь. |