Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как мы тоскуем порой о том, чтобы под наш
кров, к нам, пришел Христос, чтобы Его присутствие было ощутимо, чтобы Он был
так близок к нам... Бывает это, когда нас удручает телесная болезнь, бывает,
когда горе нас удручает, когда охватит отчаяние, когда жизнь пуста, когда не
видать будущего. Бывает это в минуты более светлые, когда душа тоскует о том,
чтобы влилось в нее вечное, чтобы ей раскрыться, прорваться сквозь все
ограничения земли. И бываем мы тогда в горе и в тоске: Господи, приди! Господи,
неужели Ты не услышишь моего зова? Неужели Ты останешься далеким? Господи, приди
же!.. С такой тоской, но в другом смысле в Священном Писании зовут Дух и
Невеста, взывая Господу о том, чтобы пришел конец времен, чтобы прошло время и
настала вечность: Приди, Господи Иисусе, приди скоро!.. Но в нашем случае мы
просим только, чтобы
Господь пришел и разомкнул нашу тоску, исцелил нашу болезнь, в последнем же
случае Невеста и Дух ждут, чтобы все прошло: земля, и небо, и время, и остался
только Господь в Его славе перед нами, среди нас и Духом Своим Святым в нас
самих.
Это время придет, но можем ли мы честно, совестливо сказать, что и мы
вливаемся в эту великую и страшную молитву Церкви-Невесты и Духа Святого о том,
чтобы прошло все, прошло время, не стало бы земли, не стало ничего из того, что
мы знаем, и настало вечное Царство Божие? Едва ли; не хватает в нас веры, не
хватает простого, ласкового доверия к Богу, что когда это будет -
все будет. А на земле мы продолжаем взывать:
Господи! Приди к нам!.. Мы боимся, чтобы Господь не сказал: Разорву Я пелены
времени и пространства, разорву все, что держит воедино небо и землю, и настанет
Царство, и войдете вы в него. Мы говорим: Господи, нам боязно неизвестное, но Ты
вступи в ту область, которая нам так известна, в область, которая нам родная,
своя, войди в нашу скорбь, войди в наше горе, войди в нашу временную жизнь, и
только исцели; сделай, чтобы они были не такими мучительными, не такими
горькими, не такими страшными! Исцели мое тело, сделай цельной мою жизнь,
выправь мою жизнь…
И Христос, то приходит ощутимым образом, а то мы ждем, и думаем: неужели не
придет Господь? И из глубин времен нам говорит сотник, язычник, о котором мы
сегодня читали: Господи! Тебе ли придти в мой дом? Нет, Господи! Не надо! Я
недостоин этого! Но скажи только одно слово
- и всё будет хорошо!..
А это слово у нас есть. Это слово звучит, поет, гремит на каждой службе,
когда мы читаем Евангелие. Это слово мы можем читать у себя дома: слово Христа,
слово исцеляющее, преображающее, слово силы и света, слово жизни и духа, такое
слово, которое никто на земле произнести не может,
потому что Божие слово проникает до глубин человека, до самых его глубин, и все
преображает. У нас есть это слово.
И вот, когда сгустилась тьма, когда охватит страх, когда гнетет болезнь,
когда душа охвачена тоской, когда надежда колеблется, обернемся к Господу и
скажем: Господи! Я недостоин, чтобы ощутимо, чудесно Ты сейчас мне явился! Но у
меня есть Твое слово, живое и животворящее, дивное, преображающее слово! - и
обратимся к этому евангельскому слову, возьмем в руки святую и божественную
книгу, и прочтем, что говорит Господь. И представим себе, что сейчас Он нам эти
слова говорит.
И тогда преобразится все вокруг нас: душа вострепещет, жизнь войдет в жизнь,
Христос Своим державным и живоносным словом будет под нашим кровом, под кровом
души, среди нас, в нашей семье, в нашем горе или в нашей радости. Научимся этой
вере и этому смирению сотника, язычника; Я недостоин, Господи, чтобы Ты вошел
под мой кров, но скажи одно слово - и все будет
хорошо. Аминь.
|