Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя
различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к
одержимому человеку сил зла, бесов, сил зла, которые всеми силами стараются его
поработить, не оставить в нем ничего, что не
было бы им подвластно, что не принадлежало бы им до конца, чем они не могли бы
воспользоваться, чтобы творить свое зло. Эти силы бесовские можно назвать всеми
названиями греха человеческого: если мы только даем власть в себе какому-либо
греху, мы делаемся рабами греха (об этом и апостол Павел говорит подробно). И
если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека: всю жизнь
прожить, как орудие зла на земле, в безумии, в страдании, в творении зла.
Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос их послал в стадо
свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту; выбор бесов пойти в стадо свиное
говорит о том, что всё зло, которое в нас качествует, которое мы творим,
которому мы прилепляемся, которому мы даем власть
над собой - это именно осквернение и
предельная нечистота. А предел этого порабощения мы видим опять-таки в судьбе
свиного стада: оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое
задание и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко
всем нам в совокупности: к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям
- ко всем без исключения.
И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним -
вся трагедия Вселенной, и Он, как бы забывая эту
трагедию Вселенной, или, вернее, видя ее воплощенной трагически в одном
человеке, оставляет всё, для того чтобы спасти этих двух людей. Умеем ли мы это
сделать? Умеем ли мы забыть о больших задачах, о которых мы мечтаем,
для того чтобы сосредоточить свое внимание, отдать
свое сердце до конца, творчески, трагически, крестно, одной-единственной нужде,
которой мы можем помочь?
И третий образ - это образ людей гадаринских,
которые знали, в каком состоянии эти бесноватые, которые видели их в ужасе их
бесноватости, и которые слышали о том, что Христос их исцелил и какой ценой; а
цена для них была - погибель их стада. И они
пришли ко Христу, прося Его уйти,
оставить их пределы, не творить больше чудес, которые им дорого стоят: даже не
жизни, не покоя, а вещественного богатства. Вот о чем они просили: уйди
от нас! Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас
накладны, - уйди!
Нам надо подумать о себе. Мы можем себя увидеть в образе этого бесноватого,
потому что каждый из нас во власти тех или других страстей. В ком нет зависти, в
ком нет горечи, в ком нет ненависти, в ком нет тысячи других грехов? Мы все, в
той или другой мере, одержимы, то есть под властью; и это и есть цель темных сил
зла: овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным, как орудием зла, которое они
хотят творить и могут творить только через нас, но одновременно сделать
нас не только творцами зла, но и страдальцами...
Подумаем о себе по отношению к другим людям: хотим ли мы ими обладать? Стараемся
ли мы над ними властвовать, их поработить, сделать из них орудия нашей воли,
предметы наших вожделений? Всякий из нас может в себе найти именно такие
свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.
И наконец, подумаем: мы Христовы! Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь
Христов, крестный, жертвенный путь, который может дать свободу другим, новую
жизнь другим, если мы только оторвемся от всего того, что нас занимает, ради
того, чтобы обратить внимание на одну реальную,
жгучую нужду? Подумаем об этом; потому что Евангелие нам говорит не для того
только, чтобы нам представить образы: это призыв и это вызов: Где
ты стоишь, кто
ты, с кем
ты?.. Каждый из нас должен себе ответить, и
ответить Богу: кто мы? где мы?.. Аминь.
|