Митрополит Антоний Сурожский
Два аспекта Церкви

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Есть два аспекта у Церкви. С одной стороны, Церковь - место прибежища, с другой - это место, откуда свет должен сиять на весь мир.

Церковь есть убежище в двух отношениях. Для тех из нас - и мы все в этом положении - кто как овцы растерянные, беспомощные в своей борьбе за вечность и святость в себе самих, для тех из нас, которые нуждаются в защите, во вдохновении, в помощи - это место пристанища: сюда мы приходим. И это собственное Божие место, здесь мы в безопасности, и не только мы защищены, но мы тоже слышим, как Бог говорит нам в Евангелии. Мы можем обращаться к Нему с молитвой всего христианского народа, даже если кто-то из нас в одиночку не находит слов, не находит пути молиться Богу, потому что внутри у нас пусто, потому что мы сломлены.

И в другом смысле тоже Церковь есть убежище. Это стало так ясным в странах, где все верующие подвергались преследованию, где Бог был поставлен вне закона, где Он не имел права существовать, где Он, насколько это было возможно, был стерт из умов и сердец людей, и Церковь выстояла только потому, что какие-то люди остались Ему верными, риском и ценой своей собственной жизни, и храмы стали прибежищем для Бога, преследуемого, отвергнутого, ненавидимого, поставленного вне закона; и в каком-то смысле, когда мы стоим в храме, мы стоим вместе с Богом, Который знает всю нашу трагедию, ибо Он тоже отвергнут, тоже преследуем, и знает, что мы тоже нуждаемся в Его помощи; мы с Ним заодно.

Но с другой стороны, Церковь - это место, подобное крепости. Встретив здесь Бога в причастии или просто помолившись Ему, когда мы слышали Его слова, обращенные к нам, мы уже больше не те мужчины, и женщины, и дети, которыми пришли сюда, потерянные и нуждающиеся в помощи, в защите: теперь мы такие люди, которым Господь, несмотря на нашу хрупкость, говорит: Я посылаю вас, как овец среди волков…

Да, мы остаемся хрупкими. В каком-то смысле мы остаемся беспомощными, но мы можем идти в мир, провозглашая, что Бог - стена крепости; провозглашая всему миру, что нет никого, кто не любим Богом; провозглашая всякому, как бы безнадежно ни было его состояние грешника или просто человека, что выход есть. Это мы должны помнить. Мы приходим сюда, чтобы получить силу, мы приходим сюда, чтобы получить утешение, поддержку, помощь; но мы должны отсюда выйти, как говорит апостол Павел, в силе Господней: не измеряя нашу хрупкость, нашу слабость, не сравнивая ее с опасностями и трудностями жизни, но идя в уверенности, что Бог будет с нами, в уверенности, что, куда бы мы ни пошли, мы можем принести слово правды, мы можем быть выражением Божественной любви, мы можем быть Божиим присутствием; не потому что мы достойны Его, но потому что мы стали, через крещение, через миропомазание, местом вселения Святого Духа.

И мы можем идти отсюда в мир и смело, и смиренно; и если встретим кого-либо, кому нужна надежда - мы тому должны дать надежду; кому нужно сострадание - тому дать сострадание; кому нужно мужество - должны дать мужество: не наше, а Божие. И тогда Церковь будет тем, чем она должна быть: местом, куда мы приходим хрупкими, чтобы принять Божественную силу от Господа, знающего все о нашей слабости и хрупкости, но Который тоже есть сама сила. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru