Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как прозрачна, как понятна и, вместе с этим, как строга сегодняшняя притча. Мне
хотелось бы выделить два момента в ней. Умер богатый, который от земли, от
временной жизни получил все — не только то, что она могла дать, но и то, что
можно было от нее взять; взять, не поделившись ни с кем, взять с полным
презрением, с полным безразличием к нуждам или к мечтам других. И он умер, над
ним совершили торжественные похороны. Земля вернулась к земле, люди, которые на
земле его любили, или, вернее, которые с ним были заодно, его похоронили, и этим
кончилась вся его жизнь. Он стал никому больше не нужным; он ничего не мог дать,
с него ничего нельзя было взять, его схоронили торжественно и окончательно.
И умер бедняк, который у порога этого богача годами сидел, укрывался, может
быть, под его лестницей, надеялся, что богатый и его друзья хоть кусок хлеба ему
бросят, как они бросали собакам; но он ничего от них не получил. Они были заняты
собой, они были на уровне жизни, с которого не смотрят вниз, с которого не виден
человек. Звери — да: те окружали бедняка, лизали его раны, утешали его своим
присутствием. А в глазах богатого и бедняк, и звери были равны друг другу,
только что зверям уделялось нечто, а бедняку — одно презрение и забвение. Но,
как говорится в одной старой русской песне, созерцали душу его ангелы Божии;
созерцали: дивились этому терпению, смирению, унижению безропотному, спокойному.
И когда он умер, спустились с небес ангелы Божии, взяли душу его в свои святые
руки и принесли в лоно Авраамово. На земле не было торжественных похорон, но на
небесах было торжество.
Так проходит и наша жизнь между двумя этими полюсами — кто мы? Тот ли богач
слепой, бесчувственный, окруженный только своими, людьми его уровня, его класса,
его богатства, или принадлежим мы к тем, чей образ мы видим в Лазаре?
И второе: слова Спасителя, когда богач попросил Его послать Лазаря (снова
Лазаря, богач привык, что Лазарь беден, что им можно помыкать, что его можно
гнать, куда только захочешь, даже без слова благодарности, а просто под угрозой
грубости) к его еще живым братьям на земле,
предупредить их. И Спаситель ответил словами, которые и нам должны звучать
предупреждением и призывом: Нет! У них есть Моисей — т.е. величайший
законодатель Израиля, провозгласивший закон от Самого Бога, закон жизни; у них
есть пророки (пророк — это человек, который от Бога говорит, Его именем, потому
что, как Священное Писание говорит: пророк, это человек, с которым Бог делится
Своими мыслями). У них есть Моисей, у них есть пророки, — пусть их
послушают...
Не относится ли это к нам? Как часто, в молитве ли, во всей нашей внутренней и
внешней жизни хотели бы мы, чтобы прозвучало нам лично, только мне какое-то
животворное слово от Бога , слово, от которого я не могу отвернуться, потому что
оно обращено только ко мне и входит в мою жизнь не как общее провозглашение
истины, всем доступное, а как чудо, врывающееся в мою жизнь и от которого нельзя
отвернуться. И Господь нам говорит: У вас все Евангелие — не только Моисей и
пророки, не только Ветхий Завет, не только древнее
законодательство, но живое слово, не от
Бога только, но слово Самого Бога, пришедшего на
землю. Исполните то, что вам уже сказано, исполните то, что Я вам сказал и чем Я
открыл пред вами путь жизни. И когда вы это исполните или хоть начнёте исполнять
доброй совестью, всем умом, всем сердцем, всей жизнью, тогда новое слово вас
достигнет, или вернее: Дух Святой откроет неведомые в данное время вам глубины
этого Божьего слова, провозглашенного Мной. А если вы этому не подчинитесь, если
не прислушаетесь к этому слову, то, если и воскреснет кто из мертвых, вы ему не
поверите.
Так случилось с людьми Ветхого Завета, когда воскрес Господь. Отвергли Его,
отвергли Его свидетельство, отмели Его заповедь, сказав: Нет! Мы прислушиваемся
к иному. И перед нами стоит тот же вопрос: воскрес Господь, случилось величайшее
чудо. Бог вошел в жизнь плотью и вознес нас на небо, — и мы все же колеблемся:
прислушаться ли к Его слову, исполнить ли это животворное слово?
Подумаем о богаче и о Лазаре, подумаем о предупреждении Христа: исполните то,
что вам уже доступно, и откроется то, что еще недоступно вам. И тогда
Воскресение Христово, жизнь, крест, победа станут наши, как опыт жизни — больше
того: как сама вечная Божественная жизнь, бьющая ключом в наших сердцах,
просвещающая умы, делающая нас самих потоком жизни вечной для других. Аминь. |