Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как мы похожи и на фарисея, и на мытаря, о которых мы слышали сегодня - и вместе
с этим, как мы горестно на них не похожи! Фарисей был подвижником своей веры, он
действительно жил, исполняя весь закон, как он его понимал. Он был верен до
конца всему, чему научил его Бог и что ему передали люди. Мытарь, судя по
закону, по всему был плох, но в нем было глубокое сознание своего недостоинства
- и святости и правды Божией. И в этом они превосходят нас бесконечно. В одном
мы схожи с фарисеем: несмотря на то, что мы так далеки от его подвижничества, мы
так же, как он, превозносимся над другими, охвачены гордыней, готовы благодарить
Бога за то, что мы - не как другие люди, хищники и беззаконники. А на мытаря мы
похожи тем, что хотя и знаем многое о правде земной и о воле Божией, но так мало
осуществляем, так далеки от того, чтобы в нас люди могли узнать мгновенно
учеников Христа и, узнав, поверить и в Самого Спасителя.
И вот ставится перед нами вопрос: как избыть это горестное, это губительное
состояние? С одной стороны, это можно сделать, стараясь изо всех сил, сколько бы
их ни было, много или мало, жить всем тем, что мы уже познали о правде
человеческой и о правде Божией, о путях Божиих на земле. А с другой стороны, нам
надо победить в себе ту гордыню, которая нас держит в своих тисках и губит и
тогда, когда мы творим добро и даже тогда, когда мы его не творим.
Как же это сделать? Казалось бы, самое простое - научиться смирению; но этого мы
не умеем, потому что смирение, по слову одного из отцов Церкви, аввы Дорофея -
дело божественное и непостижимое. Но на полпути между гордыней и смирением есть
доступная всем благодарность. Вот случилось нам сказать доброе, живое слово,
вырвавшееся из сердца, в котором блеснула любовь, вдруг появилось сострадание,
сочувствие, ласка. И вместо того, чтобы возгордиться красотой и живоносностью
этого слова, почему не обратиться к Богу и не сказать: Господи, спасибо, что ты
оживил мое сердце и дал мне сказать слово жизни!.. Дано ли нам было поступить
правильно, поступить по правде Божией и по правде человеческой, трезво, чисто,
самозабвенно, имея в сердце и в мыслях заботу о другом - зачем нам возгордиться,
зачем не сказать: Господи, спасибо, что Ты мне дал добрую мысль, что Ты мне дал
мужество и вдохновение, чтобы ее привести в исполнение, что Ты мне дал силы и
крепость воли, и материальную возможность это сделать; спасибо, Господи!..
И так можно обо всем сказать - и о мыслях, и о чувствах, и о движениях воли, и
самых простых поступках. Все, что мы делаем, мы можем или превратить в
обстоятельство гордыни, или изумиться тому, сколько добра, сколько красоты может
Господь вызвать в нашей душе и осуществить в нашей жизни. И тогда гордыне уже не
будет места, а будет место только благодарной радости, и тогда действительно все
обстоятельства жизни, все встречи могут оказаться для нас дивным случаем
благодарить Бога, ликовать о Нем и о себе и творить добро вокруг себя.
И тогда через благодарность побеждается и другое препятствие на нашем жизненном
пути, на пути к духовному возрастанию. Часто мы не умеем быть благодарными за
жизнь, за все ее содержание, потому что много в ней скорбного, тяжелого, и
только, как нам кажется, редкие, мгновенные проблески счастья, радости. Если
научиться благодарности, о которой я сейчас говорил, то будет уже не так, потому
что всякое событие жизни, всякая встреча - будь она тяжелая или радостная,
темная или светлая - может оказаться для нас случаем сказать доброе, живоносное
слово, проявить живое, животворное чувство, совершить поступок, который разметёт
тьму и от которого зажигается свет, от которого холод жизни рассеивается и
заменяется теплом, огненным присутствием Божественной и человеческой любви.
Тогда от самой благодарности рождается в жизни новый свет, она представляется
нам по-новому и делается уже постоянным поводом благодарности, смиренного
ликования, радости о Боге, о Его путях, и о том месте, которое Он нам дал на
земле. Подумаем об этом; от нас зависит жить в аду или в раю уже здесь на земле;
от нас зависит сделать не только нашу жизнь, но всю жизнь вокруг местом, где
действует Бог, т.е. началом вечной жизни, началом рая. Аминь.