Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы вступаем сегодня в страстные дни. Это дни, когда Христос, по любви Своей к
нам, ради нашего спасения, не только принял на Себя человеческую плоть и
человеческую земную трагическую судьбу, но время, когда отверженный
людьми, Он пошел на смерть для того, чтобы со Креста иметь власть
сказать: Отче! Прости им, они не знают, что творят... -и этим как бы снять грех
с людей, даже тех, которые Его распинали.
Но эти события часто кажутся нам такими далекими, - это когда-то было, две
тысячи лет тому назад: можем ли мы их ощутить глубоко, живо? Можем! Мы можем
превзойти те образы, которые нам даны в богослужении, которые пленяют наше
сердце, которые глубоко нас трогают, и которые, однако, иногда нам не дают
видеть настоящую, жуткую трагедию того, что происходит.
И для того, чтобы обновить в вас это сознание, я хочу вам дать пример того, как
другой человек, в наше время, дал свою жизнь, и как те люди, ради которых эта
женщина, Наталья, умерла, целую жизнь прожили под знаком ее величия и жертвы.
То было в дни гражданской войны. Молодая, лет двадцати пяти, женщина с двумя
детьми оказалась в городе, который заняли красные войска. Она, жена белого
офицера, спряталась на окраине города в лачужке, надеясь, что облава пройдет и
она спасется. Но в темную ночь к ней кто-то постучался. Она с ужасом открыла
дверь, но там был не ужас, а спасение: там стояла молодая женщина, которая ей
сказала: Вас предали, сегодня ночью вас возьмут на расстрел; вам надо сию же
минуту уйти! Мать посмотрела на своих малых детей и сказала: Как же мне уйти!
Нас сразу узнают, да дети и не смогут далеко пройти! И эта женщина, которая еще
недавно была просто соседкой, вдруг выросла в меру того, что Евангелие называет
"ближним" - самым близким человеком, готовым всё отдать, всё сделать для
другого. Эта Наталья сказала: Нет, вас никто искать не будет, - я здесь останусь
и скажусь вашим именем... - Но вас расстреляют! - Да, - сказала Наталья, - но у
меня нет детей... И Зоя ушла с двумя своими детьми. Наталья осталась во тьме,
которая всё сгущалась, в холоде, который пронизывал кости; она могла бы в одно
мгновение выйти и стать снова не Зоей, а Натальей. Но она не вышла... Какие
мысли у нее тогда были? Какие страшные искушения: вдруг меня расстреляют, а их
всё равно возьмут и убьют, и моя смерть будет напрасна, - не уйти ли мне?... Она
не ушла. И когда утром за ней пришли и расстреляли, мать и дети были спасены.
Эта мать и дети мне близко знакомы, и они мне говорили когда-то, что они всю
жизнь прожили, помня, какой ценой они живы, помня, что им надо так прожить,
чтобы смерть Натальи не оказалась напрасной.
А мы? Христос, Сын Божий стал человеком по любви к нам; Он был предан Своим
учеником, от Него отрекся другой ученик, Его самые близкие апостолы бежали со
страхом. Он остался один, со Своей Матерью и апостолом Иоанном у Креста; один Он
умирал, даже Богом оставленный: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?!.. -
и всё это для того, чтобы нас спасти.
Неужели мы не отзовемся на Его смерть так, как Зоя и ее дети отозвались на
вольную смерть Натальи? Неужели мы не отзовемся, не станем жить так, чтобы
Христу не стало бы стыдно за нас, и чтобы нам не было стыдно, когда мы станем
перед Крестом и увидим на Нем, на Его руках раны гвоздей, на Его ногах - раны
гвоздей, на плече - рану от креста, на лбу - раны от тернового венца! Неужели мы
станем и скажем: Да, мы знали, что Ты для меня умер, а я прожил в свою волю,
потому что жить достойно Тебя мне было слишком трудно!..
Подумаем об этом. Если не удастся вам ходить в храм молиться и предстоять перед
ужасом этой недели, раскрываемым в богослужении, то думайте об этом дома; не
только думайте, переживайте, но решите так отныне жить, чтобы Христос на вас
глядел и говорил бы: Я не напрасно умер, - он понял цену своей жизни и меру Моей
любви! Он живет достойно себя и достойно любви Моей! Аминь!