Митрополит Антоний Сурожский
О СВЯТОСТИ ТЕЛА
Неделя 6-я по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или
исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело
означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно
должно бы означать для нас самих. Если бы наше тело не было Богу дорого, так же
дорого и нежно любимо Им, как и наша вечная душа, Бог не стал бы исцелять тело
или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых.
И когда мы задумываемся о человеческом теле, будь то в связи с вечностью или
c временной жизнью, в связи ли с
земным или небесным, мы можем поставить себе вопрос: разве мы не получаем всё
наше знание, о Боге ли или о тварном мире, через тело? С младенчества, с самого
рождения нашего мы познаём нежность и любовь через посредство нашего тела,
задолго до того, как можем постичь что-либо умом.
А затем мы возрастаем в познании, мудрости, опытности; всё, чем владеет наш ум,
всё, что делает наши сердца такими богатыми, достигает до нас через наши
чувства. Апостол Павел сказал: Вера от слышания, а слышание -
от слова Божия... Красоту человеческого лица и окружающего мира, и всего, что
человек сумел создать прекрасного и значительного, мы воспринимаем через зрение.
И можно перечислить и дальше все наши чувства, которые, как дверь, открываются
на созерцание красоты и смысла тварного мира, и через него на содержание
вечности: вечной красоты Божией, сияющей во всем Его творении.
Вот почему с такой любовью Христос совершал исцеление тела; этими
исцелениями Бог со всей силой являет вечность воплощенного бытия. Поэтому также,
когда кто-либо умирает, мы окружаем его - или ее -
тело такой нежностью и таким благоговением. Это тело сотворено Богом, в это тело
Он вложил всю Свою любовь. И больше того: Он Сам стал человеком, Сам Живой Бог
облекся в плоть и явил нам не только, что человек так просторен, так велик, так
глубок, что может соединиться с Богом, стать участником Божественной природы, но
что само тело наше способно быть Духоносным, поистине Богоносным. Какое это
диво!
И мы также видим, что Свою вечную жизнь Бог сообщает нам через вещество земли:
через крещальные воды, которые становятся источником вечной жизни; через хлеб и
вино, пронизанные Его Божеством, - и нашим телом мы
приобщаемся Самому Богу в Его таинствах. Как дивно наше тело и с каким
благоговением мы должны относиться к нему! Зачаточно тело свято; оно призвано к
вечному общению с Богом, так же, как и душа, оно любимо Богом. Не напрасно
апостол Павел говорит: Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших...
Прославляйте: дайте Богу сиять через ваше тело, как Он может сиять через вашу
душу; пусть тело ваше будет таким, чтобы соприкосновение с ним было бы
соприкосновением с Воплощением, с тайной Бога, ставшего человеком.
Задумаемся над этим; потому что часто - о, как часто!
- мы не отдаем себе отчета о вечной красоте и величии нашего
тела. И как часто мы думаем о смерти как о мгновении, когда бессмертная душа
вступает в Божественную жизнь, а тело распадается в прах. Да, оно обращается в
прах; но у него вечное призвание; оно поистине воскреснет, как воскрес
Христос. И все мы однажды предстанем перед Богом воплощенными, с телом
преображенным, как преображенное тело Христово, с душой, обновившейся вечностью,
и будем общаться с Богом в любви, в вере и в молитве не только душой, но вместе
со всем сотворенным станем причастниками Божественной природы и душой, и телом:
душой и телом, когда, по обетованию Божию через апостола Павла,
Бог будет все во всем, и ничто не останется вне Божественного общения.
Божественной Славы.
Какое это диво! Какая дивная тайна: тело, такое, как будто, хрупкое, такое
преходящее, может зачаточно принадлежать вечности и уже сияет славой во святых.
Аминь! |
|