Митрополит Антоний Сурожский
Хождение по водам
Неделя 9-я по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира,
Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая, как будто,
готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.
В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос
остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они
пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути через море их
настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих
человеческих способностей, опыта и сил, и, однако, смертная опасность нависла
над ними; страх и ужас охватили их.
И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим
волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И
ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он; они
подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури,
сказал им: Не бойтесь! Это Я... Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки:
Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы
ваши, потому что приближается избавление ваше...
Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и, однако, это
так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная
трагедия человечества и каждого из нас - наша
отделенность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек. Как бы близко Он к нам ни
был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам
чувство уверенной безопасности и породила ликование. Все Царство Божие внутри
нас, - и мы не чувствуем этого. И это -
предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот
в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став Сыном человеческим,
вступив в сердцевину этой разделенности, того ужаса, который порождает душевную
муку, разрыв, смерть. И мы - как эти ученики; нам не
нужно представлять воображением, что с ними происходило: мы сами находимся
в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с креста или
восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит: Не бойся, это Я!..
Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности. Не это ли и мы
делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому
что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение
в Боге, наш путь к Богу лежит через само-забвение, через героическое доверие
Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую
угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть.
Но и тогда мы не должны терять надежды. Нам дана уверенность, что как ни мала
наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к
Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына
Божия, ставшего Сыном человеческим.
И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это
последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал:
Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне! - Он протянет нам
руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в
мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.
Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим,
какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая
иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих
обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в
Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и
среди бури, и спасены Его любовью. Аминь .
|
|