Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всю неделю мы проводим в полутьме, в сумеречном мире, где силы добра и зла
соревнуются и соперничают, и где мы призваны быть солью, которая не даст этому
миру загнить, призваны быть живым свидетельством, что Бог пришел в мир, что
победа над злом одержана и возможна всякая надежда; поистине, что все возможно
силой Господа нашего Иисуса Христа, Который есть и наша сила. И когда, после
целой недели этих сумерек, где свет и тьма борются, мы приходим в храм, должны
бы случаться две вещи.
С одной стороны, это момент, когда мы вновь посвящаем себя Богу, потому что в
Божественной литургии мы приносим дары двоякого рода: мы приносим дар своих тела
и души, дар самих себя; и это приношение должно быть неограниченным, но оно
совершается в меру наших сил, которые должны бы возрастать изо дня в день через
постоянство в преданности и верности Богу.
И мы тоже приносим Богу жертву святую и совершенную: жизнь и смерть Господа
нашего Иисуса Христа, Его воскресение и вознесение на небеса, и видение того,
чем мы призваны быть - все мы вместе, со всем тварным миром. Потому что в
Воплощении Бог воспринял во Христе не только человечество, Он воспринял все, и
видимое и невидимое; невидимое через Его Божественность, в Его человеческой
душе, и видимое через воплощенность. Бог облекается плотью и таинственно и дивно
становится сродни всему, что материально, видимо, осязаемо: вся тварь, не только
святые и грешники, но и все тварное может смотреть на Христово тело и
радоваться, потому что в Нем оно может видеть себя в славе.
И приходя к Богу, мы ожидаем дара благодати, ожидаем, что в нас изольется
жизненная сила, так, чтобы мы могли стать подлинно новой тварью; не только
тварью плоти и крови, не только созданиями, стоящими лицом к лицу со своим
Творцом, но тварями, пронизанными силой и присутствием, подлинным взаимообщением
с Богом, которое подается нам в таинствах.
Но принять святой дар мы можем только в той мере, в какой мы сами становимся
приношением - хотя бы только как сосуды глиняные, открытые для принятия святыни.
В молитве перед освящением Святых Даров священник говорит: "Обнови нас,
молящихся Тебе, и сотвори хлеб сей Честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей
- Честную Кровь Христа Твоего". Только в той мере, в которой мы приносим себя
Богу, чтобы Он нас наполнил, только в той мере, в какой мы высвобождаем себя от
всякой вещи, противной Богу, хотя бы в намерении, хотя бы в борьбе, которую мы
должны вести - только в этой мере мы можем принять дар.
Но дар не дается нам в исключительное пользование; он не дается, чтобы мы
владели, наслаждались им. Он дается нам, как зажигают светильник, как зажигают
огонь, как правда, которая получает новую жизнь. Слава Богу - мы не общество
людей, которые являются пленниками своих храмовых зданий, нашего малого,
хрупкого христианского общества! Мы посланы в мир быть Божиими собственными
вестниками, но больше того: через причастие Телу и Крови Христовым, быть Его
воплощенным присутствием.
Когда мы причащаемся, мы ожидаем от Бога всего, но и Он всего ожидает от нас.
Задумаемся над этим; будем принимать открытым сердцем и открытым умом, всем
нашим существом то, что Бог подает нам, не для того, чтобы владеть и обладать
этим, но чтобы давать, давать так же щедро, как Сам Бог дает: жизнь и смерть,
нашу радость и наше горе, сокрушенность сердечную и надежду - все давать во имя
Божие всякому, кто в этом нуждается. И этим мы выполним призыв апостола: друг
друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов. Аминь