Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы недавно совершали поклонение Кресту Господню. В одном месте Евангелия
Господь говорит нам: Никто не имеет любви большей, чем тот, кто полагает
жизнь свою за ближнего своего... Этим разрешается антиномия между ужасом
креста и его славой, между смертью и воскресением. Нет ничего более
славного, более трепетного и дивного, чем любить и быть любимым. И вот,
быть любимым Богом всей жизнью, всей смертью Его Единородного Сына, и
любить друг друга ценой всей нашей жизни, и если нужно, всей нашей
смерти — есть одновременно и трагедия, но больше всего — торжество и
победа.
В Евхаристическом каноне на Литургии говорится: "Свят еси и Пресвят, Ты,
и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят,… Иже мир
Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк
веруяй в Него не погибнет, но имать жизнь вечную. Иже пришед, и все еже
о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаящеся, паче же сам себе
предаяше за мирский живот…"
Это — любовь Божественная. Иногда свою жизнь отдать легче, чем отдать в
смертную жертву кого-то, кого любишь больше всего; это и сделал Бог, наш
Отец. Но это не умаляет жертвы Того, Кто послан на смерть ради спасения
одного человека или всего мира.
И поэтому, думая о Кресте, мы должны думать об этой страшным образом
переплетающейся тайне трагедии и победы. Крест, орудие унизительной
смерти, смерти отмщения, на которую обрекались преступники, становится —
потому что эта смерть была смертью Невинного и потому что эта смерть
была отдающей себя любовью — становится победой.
Вот почему апостол Павел мог сказать: Уже не я живу, но живет во мне
Христос... Любовь Божественная переполнила его до краев, и не было в нем
места ни для какой другой мысли, другого чувства, другого подхода к кому
бы то ни было, кроме любви, такой любви, которая отдавала себя
неограниченно, любви жертвенной, любви распятой, но и любви
торжествующей в радости жизни.
И когда нам сегодняшнее Евангелие говорит: Отвергнись себя, возьми свой
крест, следуй за Мной! — это не есть призыв нам к чему-то мрачному и
устрашающему; этим Бог говорит нам: Разомкнись к любви! Не оставайся
пленником сосредоточенности на себе! Не будь, как говорит святитель
Феофан, подобен стружке, свернувшейся вокруг собственной пустоты.
Разомкнись! Смотри — можно любить столько вещей, можно любить столько
людей! Есть такое бесконечное множество путей, какими можно любовь
пережить, осуществить, исполнить! Разомкнись и люби — потому что это
путь Креста! Не путь двух преступников, которые шли со Христом для того,
чтобы понести наказание за свои преступления; но дивный путь
неограниченной самоотдачи, чтобы, отвернувшись от себя, существовать
только для другого, любить всем своим существом, так, что больше и не
существовать, кроме как ради другого. В этом — слава Креста.
И поэтому, когда мы поклоняемся Кресту, когда мы думаем о распятии
Христа, когда мы слышим призыв Христа "Отвергнись себя!" — эти слова
означают просто: Отвернись от себя! Возьми свой крест! Этим мы призваны
разомкнуться потоку любви Божественной, которая есть одновременно и
смерть самим себе, и открытость Богу и друг другу.
В начале Евангелия от Иоанна нам говорится: "и Слово было К Богу": Слово
Божие, Сын не имеет другой любви, другой мысли, другой обращенности и
движения, кроме как к Любимому, отдавая Себя Тому, Кто совершенно Себя
отдал Ему.
Научимся же славе распятой любви, этой жертвенной любви, которая,
словами Ветхого Завета, сильнее смерти, сильнее ада, сильнее всего,
потому что это — Жизнь Божественная, побеждающая нас и через нас
изливающаяся на всех тех, кому любовь нужна, чтобы ожить, чтобы поверить
Любви и самим стать чадами Любви, чадами Света, и унаследовать Жизнь
вечную. Аминь.