Митрополит Антоний Сурожский
ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы привыкли думать о смерти как о трагедии, а о рождении ребенка
- как о радости, которая наполняет дом и
выходит за собственные пределы, и распространяется на тех, кто способен
отозваться радостью на радость благословенных родителей. И вот в
Рождестве Христовом, в этом празднике, который грядет на нас шаг за
шагом и приносит начало новой жизни, нового взаимоотношения с Богом не
только для нас, но для обновления всего мира, всего сотворенного
космоса, радость и трагичность переплетаются.
Каждый из нас рождается в мир из небытия сначала просто в бытие, а
затем, шаг за шагом, во всё большую глубину и простор жизни, до дня,
когда будут преодолены все ограничения этого тварного, а затем падшего
мира, и мы войдем в бескрайность жизни, которая есть любовь. Ибо, в
конечном итоге, любовь это ничто иное, как ликующая радость
торжествующей жизни, победившей всё и способной поэтому отдаться,
отдаться без остатка. А Христос пришел из самой полноты Божества, той
полноты, о которой мы и помыслить не можем и которая есть любовь,
которая есть вечность. И пришел Он в этот мир с тем, чтобы умереть -
этим и трагично Его Рождество, тогда как мы приходим в него для того,
чтобы жить.
Он пришел для того, чтобы мы были спасены: спасены от нашей
разобщенности от Бога. Мы сами неспособны достичь до Него, неспособны
преодолеть ту непроходимую пропасть, которую человеческий грех проложил
между Богом и человечеством, и отделены от Бога нашим безразличием, тем,
что мы привыкли к собственной обезбоженности, одиночеству, и хотя
бьемся, боремся и надеемся, но под конец изнемогаем и оканчиваем жизнь
смертью, - так часто после бессмысленной в глазах многих, а то и в наших
собственных, жизни сходим в обессмысленную могилу.
Христос пришел, потому что мы не могли достичь до Бога. Бог пришел к
нам; Он понес ответственность не только за Свой первичный акт творения
вселенной и нас самих, зная, чего это Ему будет стоить, зная и то, как
мы поступим. Но Он взял ответственность за нашу неверность, за то, что
мы изменили своему призванию, изменили Ему, изменили друг другу и всей
сотворенной вселенной.
Своим приходом Он явил бескрайнюю заботу Божией любви к нам. Он не
Творец, Который навязал нам существование, а затем наблюдает невзгоды
нашей жизни, чтобы в какой-то день поставить нас на суд. Он -
Творец, Который открыл перед нами путь в
жизнь, путь к любви, путь к победе. Он приходит к нам и открывается
таким, каким мы Его и помыслить не могли. Он принимает образ раба, Он
подлинно становится одним из нас. Его тело подобно нашему, и Его ум, и
сердце. Он - один из нас во всем, кроме того, что Он также и Бог, и
Божеством пронизаны Его ум, и сердце, и тело, и вся Его природа. И
открывая нам в плоти Своей, чту Он есть, Он открывает нам о Боге нечто,
чего мы и вообразить себе не могли: Бога, Который ради любви готов
отдать нам Себя неограниченно. Вы можете сделать со Мной, что захотите,
- Я не перестану вас любить. Вы можете
надругаться надо Мной, вы можете отречься от Меня, вы можете замучить
Меня, можете предать Меня, можете отвергнуть Меня, можете оплевать Меня,
можете распять и убить Меня - Моя
любовь не поколеблется. Вольной волей Я становлюсь уязвимым,
беспомощным, чтобы вы узнали, что такое Божия любовь -
и всякая любовь: отдача себя, отдача до
конца, без горечи, без отказа.
Вот что означает рождение Христа, вот что оно говорит нам, и слово это
сугубо верно. Он рождается в смерть. Он рождается на страдание, Он
рождается в ограничения тварного и падшего мира для того, чтобы мы
поверили в Божественную любовь. А чего ожидает Он от нас? -
Понимания! Останемся ли мы слепы к Богу,
так Себя нам открывшему? Останемся ли мы слепы и к тому человеческому
величию, которое Он нам в Себе открыл: потому что ум и сердце, тело и
воля воплощенного Сына Божия были подлинно человеческими. Человечество
Его было пронизано Божеством, но оно не перестало быть подлинным
человечеством. Не значит ли это, что все мы -
каждый из нас -
сотворены такими, что мы можем быть не
только духоносными, но и Богоносными? Мы можем быть пронизаны Самим
Божеством, соединяясь с Тем Богом, Который соединил Себя с нами.
Вдумаемся же в то величие, к которому мы призваны, и которое не только
обещано или провозглашено нам, но открыто, раскрыто, явлено в личности
Господа Иисуса Христа. Задумаемся также об этом рождении в смерть
Бессмертного, об этой отдаче Себя, и поставим перед собой вопрос: как мы
отзываемся? На что мы обрекаем себя самих, отрекаясь от своего
первородства? И как мы поступаем с Богом, Который стал человеком для
того, чтобы мы, по древнему присловью, стали богами?
Будем радоваться с трепетом, с благоговением, будем радоваться, но
получим также и вдохновенье от этого дивного чуда, которое тогда
совершилось и продолжает совершаться теперь среди нас. Аминь .
|
|