Митрополит Антоний Сурожский
Исцеление слепца Вартимея
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
С сегодняшнего дня мы вступаем в подготовительные недели к Великому
Посту. И открывается это время напоминанием о нашей слепоте, рассказом о
том, как Спаситель Христос вернул зрение человеку, много лет его не
имевшему и сидевшему при пути обездоленным, слепым, нищим.
Мы все в той или иной мере нищие, не обладающие богатством Божиего
Царства; и прежде всего, потому что мы слепы. Видимое нам закрывает
невидимое; кажущееся нас ослепляет к тому, что на самом деле есть. Если
мы читаем Евангелие, мы в нем всё время встречаем людей, которые в
глазах всех окружающих были грешниками, к жизни непригодными,
недостойными человеческого общения. И в них Христос Своим прозрением
умел видеть того человека, которого создавал Бог первоначально и которым
этот, отверженный другими людьми, человек мог стать, если бы только в
него поверили, если бы только глаза окружающих людей открылись и не были
больше ослеплены видимым, а начали бы прозревать невидимое.
Один духовный писатель спрашивает: почему, когда жены-мироносицы пришли
ко гробу Господню, они не смогли видеть Христа? Почему Мария Магдалина
была так слепа, что не могла видеть ангелов? Почему Петр пришел ко гробу
и ничего не увидел?.. И ответ, который дается этим писателем, мог бы нам
послужить уроком. Мария Магдалина не видела того, что было перед ее
глазами, потому что она вся была погружена в свое горе: кроме себя она
не ощущала ничего, кроме своего горя она не переживала ничего. Глаза ее
были обращены внутрь — но не в
глубины, а в боль, которая раздирала ее душу. А Петр тоже ничего не мог
видеть: он весь был погружен в сознание своей греховности, своей измены
Христу, он только об этом мог думать, он только себя мог ощутить, он
ничего не видел вокруг себя, кроме того мрака, который окутывал его
сознание: горе... И он тоже был слеп к видению ангелов.
Разве не так бывает с нами? Разве наша погруженность в наше горе, наши
заботы, нашу в том или в другом отношении вину не закрывают наши глаза к
невидимому? А вера — это именно зрение вещей невидимых; зрение,
уверенность, что они есть, — не
зрение глазами, но глубоким ощущением души. Вот почему Христос говорит
так часто: «Вера твоя тебя спасла» —
потому что человек вдруг оторвался от себя, оторвался от обычного, от
видимого, от того, что так достоверно, и поверил, что помимо этого есть
невидимое, гораздо более глубокое, широкое, значительное, чем то
видимое, к которому он прильнул.
Мы все слепы, видимое для нас закрывает всю Божию любовь, всю красоту
нашего ближнего, все дивные возможности собственной нашей души и души
ближнего. И мы можем вырваться из этого плена видимому, только сказав:
Верую! — и посмотрев новыми глазами
на себя, на всё окружающее и на Бога, и тогда начнется новая жизнь.
Аминь. |
|