Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вся церковная мысль, всё сердце Церкви устремлены сейчас к Страстным
дням и к Воскресению Христову. И Церковь заботливо призывает нас
серьёзно готовиться к этой встрече со Страстями и Воскресением. Как
будем мы стоять перед лицом Христовых Страстей, если сами сознаём, что
мы во власти всех тех сил, которые погубили Христа на Кресте? Как можем
мы, в храме ли, в частной ли нашей молитве и даже в нашем горьком
безмолитвии стоять перед лицом того, что случилось, если мы знаем
- не только умом, но всей душой - что
случившееся вновь бы повторилось, если мы бы были на месте Христовых
предателей, распинателей или просто тех, которые по страху не сказали ни
слова в защиту Бога, ставшего человеком для нашего спасения? И поэтому
Церковь нас зовёт, настоятельно, требовательно зовёт к тому, чтобы мы
готовились к этой встрече, чтобы каменное, ожестевшее, холодное наше
сердце мы вспахали, пусть и ценой острой боли, и согрели так, чтобы
встреча со Христом, если это даже встреча виновных с их жертвой, была бы
встречей покаяния, криком души о помиловании, об исцелении, о спасении.
Сейчас мы находимся еще далеко будто от цели этого пути. В течение
нескольких недель, до поста, Церковь нам напоминает шаг за шагом о тех
основных грехах, которые не
только нас отделяют от Бога, но которые привели Христа к крестной
смерти. И вот, в течение этих подготовительных недель нам надо думать о
себе, чтобы, когда настанет пост, нам уже о себе не нужно было думать, а
можно было бы думать только о Христе, грядущем к вольной страсти,
вступающем в страстные дни, побеждающем смертью смерть, воскресающем
победой, зовущем нас стать детьми Царства Божия, чадами света и жизни.
Перед нами уже прошло несколько образов. в
лице Закхея перед каждым из нас был поставлен вопрос: как, перед чьим
судом ты стоишь? Перед человеческим судом, порабощённый и побеждённый
своим тщеславием, или перед судом Божиим, который тебе даёт силу
победить тщеславие и, не обращая внимания ни на какой человеческий суд,
идти ко Христу, потому что
только в Нём твоё спасение?..
Мытарь и фарисей поставили перед нами вопрос о формальной, холодной
праведности, соединенной с гордыней, и сокрушённым сердцем грешника,
который еще оставался
грешником, но умел каяться, осознал свое недостоинство, сумел увидеть,
пережить святость Божию и преклониться перед ней.
И сегодня блудный сын нам напоминает о том, что, подобно ему, мы всё
получили от Бога и унесли всё
в далёкую страну, от Бога подальше, чтобы жить по своей воле, по
влечению своего сердца и своих страстей. Он - опомнился, голод ему
напомнил об отчем доме. Мы не голодаем, но и над нами висит болезнь,
смерть, скорбь. Неужели они нам не напомнят о том, что есть где-то отчий
дом, но что мы так от него далеки, что должны тоже, как блудный сын,
опомниться и пуститься в путь, начать идти к этому дому, в покаянии и в
надежде. В покаянии - т.е. в сознании, что мы недостойны быть детьми Божиими, и вместе с этим, с надеждой, потому что Бог
и наш Спаситель,
и наш Отец; Он нам родной, мы Ему свои.
Следующее воскресенье мы будем вспоминать о Страшном Суде. Если мы не
встретим Бога Спасителем, рано или поздно Он встанет перед нами Судьей;
что же мы тогда скажем? Христос говорит в
Евангелии: Пока ты еще находишься на пути -
договорись с своим соперником... И Отцы Церкви нам объясняют, что этот
соперник - не наш ближний, который имеет на нас жалобу и с которым нам
надо примириться; вернее, не только он, но и наша совесть, которая шаг
за шагом, каждое мгновение с нами идёт, напоминая, упрекая, побуждая
нас, напоминая нам о нашем первородном достоинстве и о том, как низко мы
пали. Примиримся с нашей совестью! Она несговорчива, нам не примириться
с ней на наших условиях; мы должны с ней примириться на её условиях, на
условиях любви, правды, чистоты. Пока мы еще на пути, будем мириться с
совестью нашей, с ближним нашим, с Богом нашим. И давайте сделаем это
теперь, спеша, потому что в любое мгновение каждый из нас может умереть
и стать перед судом, может окаменеть так, что уже не разобьешь этого
каменного сердца, оно может так глубоко охладеть, что его ничем уже не
согреешь - что будет тогда? Будем
теперь мириться между собой и с собой и с
Богом; и будем готовы, когда наступит Прощёное воскресенье, и дать и
получить прощение и войти в Великий Пост готовыми уже не о себе думать,
а о Христе, и вместе с Ним восходить шаг за шагом, с трепетом, с ужасом,
как шли апостолы в тот Иерусалим, где Ему надлежало умереть и где (мы
знаем, апостолы этого не знали) Он воскреснет во славе нам во спасение.
Аминь.
|