Митрополит Антоний Сурожский
Неделя Торжества Православия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы празднуем сегодня день Торжества Православия: не торжества
православных людей над другими людьми, а торжества о том, что
Православие как свет — сияет, как огонь
горит, как жизнь —
течет по всему миру. И опять-таки: не
только церковное наше Православие, но нечто гораздо большее того, что мы
можем вместить. Однажды отец Софроний мне сказал: «Никто не должен бы
дерзать называть себя православным христианином, потому что быть
православным, в полном смысле этого слова, это значит знать Бога Таким,
Какой Он есть, и поклоняться Ему духом и истиной достойно Его святости».
И кто из нас, кто из православных всех времен мог бы похвалиться, что он
так знает Бога, что он так Ему
поклоняется?..
Православие есть знание Бога — не о
Нем, а Его Самого, глубокое, личное знание, и трепетное, благоговейное
поклонение перед Ним. И поэтому мы можем поистине ликовать, что,
несмотря на все препятствия, которые каждый из нас и все мы в
совокупности ставим перед Богом, Он открывается нам, Он покоряет нас, Он
изливает в нас Свой свет, Свою жизнь, знание и познание о Себе, и
повергает нас долу — не в унижении,
о нет! — а в сознании Его величия,
святости, неизреченной красоты, которые нас побуждают поклониться Ему
всей любовью, всем трепетом, всем изумлением и восхищением нашей души.
И такое понимание Православия наполняет сердце и ум радостью о том, что
далеко за пределами Православной Церкви это Богопознание ,
это поклонение Богу пронизывает души
миллионов и миллионов людей — и тех,
кто исповедует Христа, и тех, которые не встретили Христа, но чуют Бога
Живого, чудо Божие, и поклоняются Ему всей душой, всем умом, всей
жизнью.
Сознание Православия — это зрение воды живой, текущей во
всем мире и питающей всех, кто ищет правды,
и истины, и жизни, и любви. И в этом ликование наше: что Бог покоряет
Себе, пронизывает Собой, приводит в Свое Царство несметное количество
людей, о которых мы сами не имеем и понятия. Потому что Бог видит
сердца, Бог благословляет и намерение, и делание, и, по учению апостола
Павла, приемлет молитвы каждого — не
только христианина, не только ветхозаветного иудея, но и язычника, и
ищущего. Как это дивно!
Есть молитва свт. Василия Великого, чью литургию мы впервые в этом посту
сейчас совершаем, в которой он просит благословения Божия тем, кто Его
знает, и тем, кто Его еще не познал, и тем, кто противится Его слову,
потому что они не могут понять путей Божиих и еще не встали в безмолвном
ужасе, в трепете перед тайной жизни.
Как велико, как широко и бездонно это Православие! Да, мы ликуем о том,
что Православие победило на Соборах все древние ереси, всякую ложь на
Бога, на человека, на Матерь Божию, на тварь, на жизнь, и Соборы
произнесли решительные слова истины. Но эти слова произнесены не в
унижение тех, которые не знали пути своего, а для того, чтобы свет
воссиял в их уме и в их сердце, чтобы и для них началась новая жизнь, не
только в зачатке, но в той полноте, которую обещал нам Господь.
Православие — путь крестный для
православных. Мы должны не только дать Богу проникнуть в наши глубины,
рассеять в нас всякую тьму, победить всякое зло, нас покорить силой
Своей любви; но и силой, как бы в жерновах, смолоть нас, чтобы мы стали
доброй мукой, способной стать хлебом освящения. Мы должны не только дать
Богу простор действовать, но мы должны стать и быть, всегда, каждое
мгновение жизни нашей, сотрудниками Божиими, открывая Ему путь,
отрекаясь в себе от всего того, что недостойно Его, отвергая себя, зная
только Христа распятого за нас, и воскресшего, как обещание славы и
спасения наших. Тогда и мы станем участниками подвига тех великих отцов
и матерей, которыми истина и жизнь и свет воссияли в мире и которые
открыли другим путь жизни.
Вступим же вновь и вновь, не жалея себя, забывая о себе, в этот путь;
станем сотрудниками Божиими в Его победе над нами, прежде всего, над
всякой неправдой, над всякой ложью, над всякой тьмой, над всяким
отсутствием или оскудением любви; и тогда мы станем сынами света, сынами
Божиими, как стали те, которых мы сегодня вспоминаем в благоговейной,
благодарной, радостной молитве. Аминь. |
|