Христос воскресе!
Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми собственными мыслями по
вопросу о сомнении в области науки и в области веры. Это для меня
чрезвычайно интересно и важно, потому что я сам получил научное
образование и долгие годы был врачом, а теперь являюсь священником. И
мне хотелось бы сказать именно о творческом значении сомнения как для
верующего, так и для ученого. Творческое значение сомнения чрезвычайно
важно для одного - в области его веры, для другого - в области его
философского и научного исследования жизни.
Часто верующие пугаются сомнения. Им кажется, что усомниться - это уже
изменить. На самом деле это далеко не так. Сомнение появляется у
человека тогда, когда однообразность, односторонность его мировоззрения
сталкивается с новыми фактами, - фактами, которые ему представляет
жизнь, внутренний и внешний опыт. И человек должен бы хвататься за
сомнение как за одну из самых творческих возможностей внутреннего,
умственного и душевного, роста. Усомниться вовсе не значит поставить
истину под вопрос, - это значит ставить под вопрос свое очень
ограниченное представление об истине. И в этом отношении всякий человек,
который не согласен отойти от раз принятых представлений, будь он
материалист или верующий, с одной стороны, будет дрожать при мысли о
сомнении, а с другой - никогда не
перерастет своей ограниченности.
Когда ученый, исследователь построил на основании всех существующих
фактов теорию или мировоззрение или гипотезу, если он добросовестный
человек, если он хочет прогресса науки, а не прославления своего имени,
он сразу же принимается за критику своего же мировоззрения или гипотезы
и за дальнейшее исследование. И цель его именно в том, чтобы обрести
новые факты, которые поставят под обстрел его собственную теорию; иначе
сказать, родят сомнение, т.е.
двойственность в отношении к существующему мировоззрению. И когда он
такие факты находит, он с радостью в них углубляется, потому что тогда,
когда рухнет прежняя гипотеза, откроется возможность построить более
истинное представление о вещах. В этом отношении сомнение ученого точно
такое же творческое, как сомнение верующего, и наоборот: потому что
предмет сомнения, которое входит иногда в душу верующего, вовсе не Бог,
не истина, а ограниченное о них представление. И поэтому сомнение
является одной из самых сильных творческих сил внутреннего роста и
познавания мира как видимого, так и невидимого. |