Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Господь в Своем Евангелии, как повествует евангелист Иоанн, говорит:
Когда Сын Человеческий будет вознесен от земли, Он всех привлечет
к Себе... И эти слова относятся к двум
событиям в жизни Спасителя, Сына Божия, ставшего сыном человеческим,
братом нашим по плоти, как об этом говорит сам евангелист и как
повторяют и отцы Церкви.
Христос был вознесен от земли на невысокий крест страданий. Он так
возлюбил мир, каждого человека, каждую потерянную душу, что захотел нас
ради принять страсти и смерть. И сердца многих обратились к Нему, когда
люди увидели, что Бог способен на такую любовь к человеку, что Он не
стыдится стать одним из нас. Он облекается в нашу плоть. Гаснет Его
слава, принимает Он образ раба угнетенного и умирает, потому что Он так
любит человека и так в него верит. Многие сердца обратились тогда к
Нему, многие были тогда к Нему привлечены. Для апостолов это был
решительный перелом их жизни, для сотника, который стоял у креста, это
было откровение о Боге, - а по их свидетельству родился весь
христианский мир. Да, смертью Он привлек многих к Себе.
Но Он включил в эти Свои спасительные страсти не только тех, которые
тогда сумели отозваться на Божественную любовь и на веру Божию в
человека. Распинаемый, Он молился: Отче, прости им, они не
знают, что творят... И в этой молитве
Он собрал в Свое сердце тех, которые Его пригвождали ко кресту, тех,
которые Его предали, тех, которые Его неправедно судили, тех, которые
Его били на судилище Пилата, тех, которые на Него клеветали, - всех Он
включил в эту Свою любовь. И когда Господь вознес эту молитву - неужели
не услышал Отец? Христос Своей кровью, Своим страданием, Своей смертью
заслужил право
прощать, и Он простил. И нет такого человека, который так или иначе не
под защитой этой молитвы Господней: Прости им, Отче, они не
знают, что творят... Не знаем мы, христиане, что творим,
когда живем недостойно Евангелия; не знают гонящие Церковь, что творят,
когда восстают на Живого Бога и на Христа Его. Но всех объемлет
молитва Христа: Прости им, Отче, не знают, что творят...
В этом отношении не только некоторых Он
привлек к Себе, - Он как бы узлом любви связал всех и всех вознес
молитвой к престолу Господню. Тайна спасения глубока; мы не знаем, что в
последний час решит Господь о каждом из нас и о тех, в спасении которых
мы так легко сомневаемся.
Но Господь еще и иначе влечет нас с Собой,
ввысь. В этот день Вознесения Он человеческой, хотя и прославленной,
воскресшей плотью Своей вознесся на Небо; и с Ним
человечество наше вступило в
таинственные глубины Всесвятой Божественной Троицы. Святой Иоанн
Златоустый в одной из своих проповедей говорит: если ты хочешь измерить
величие человеческое, не взирай на престолы царей, не оглядывайся туда,
где живут мощные, властные мира сего; вознеси взор свой к Престолу
Божию, и там увидишь сидящего одесную славы Отчей Сына Человеческого...
Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, то место,
куда мы призваны, - одесную Бога и Отца.
Но путь этот нелегок, хотя сила - не от нас, а от Самого Бога. Не своей
силой взойдем мы на небо, не своей силой обретем мы спасение. Когда
апостол Петр спрашивал Христа: Кто же может спастись? -
Его ответ был: Человеку это
невозможно, но Богу возможно все...
Немощь наша не помешает нам подняться до престола Господня, пасть у ног
Спасителя, испросить милость себе. Апостол Павел приводит слова Христа к
нему: Сила Божия в немощи совершается...
Не в той, столь нам обычной немощи, когда
мы ленивы, бессильны, когда мы не пользуемся той крепостью, которая
Господу принадлежит и которую Он нам так щедро дает. Но другой: немощи
гибкой, послушной души, немощи, которая заполняет человека, когда сила
Божия через него и в нем действует. Как хрупкий, слабый парус
наполняется ветром и влечет за собой корабль, так и немощь человеческая
может быть преисполнена дуновением, дыханием Святого Духа и повлечь нас
к победе, к тому берегу, где вечная жизнь.
В немощи - да, сила Божия совершается; но для этого надо отдаться в руки
Божии; для этого надо отозваться сначала на то вознесение Господне на
крест, которое нам открывает любовь Господню к нам и свидетельствует,
как Господь верит в человека: Он готов стать одним из нас и
умереть в уверенности, в победоносной надежде, что Его смерть отзовется
в каждом сердце, превратит каждую жизнь из земной в небесную и каждого
из нас в члена - живого, трепетного, хрупкого, и однако непобедимого -
Тела Христова.
Одно нас может остановить. Вспомните рассказ Евангелия от Иоанна о том,
как Христос говорил на пути в Иерусалим Своим ученикам, что Ему надлежит
умереть на кресте и воскреснуть. Тогда двое из них, забыв, не заметив,
пройдя мимо страшной вести о грядущих страданиях Христа, подошли к
Нему, помня только о Его победе, и стали Его просить, чтобы, когда Он
воцарится, им было дано сесть по правую и по левую руку Его. Тогда
Господь строго их предупредил, тогда Он им сказал: Можете ли вы
креститься тем крещением, которым Я буду креститься? (что
в переводе с греческого языка означает: готовы ли вы погрузиться в то,
во что Я буду погружен, в ужас, в который Я должен уйти с головой?),
готовы ли вы пить чашу, которую Я буду пить?
Иначе сказать: «Раньше чем вы сядете в Моей
славе, готовы ли вы по дружбе со Мной, по любви ко Мне разделить Мою
земную участь?» И они ответили: «Да». Они опомнились тогда, поняв, что
просили покоя себе - кровью Христовой. Христос им
напомнил, что если они с Ним едины, то они с Ним должны пролить кровь,
пройти муку, принять крест, последовать за Ним, куда бы Он ни пошел: не
только во славу, - но и на плаху, в страшную Гефсиманскую ночь, на
избиение у первосвященника и у правителя Пилата.
И так и нам говорится, словами отцов: Пролей кровь и примешь дух...
Это кажется иногда страшными словами; но
если вспомнить победу Господню над крестом, победу над смертью, победу
над злом, победу над ненавистью, вознесение во славе, если вспомнить
несметное число и мужчин, и женщин и детей, которые так поверили Богу,
что они прошли Христовым путем - и мы можем устремиться по этому пути, с
верой не в нашу силу, а именно в нашу немощь, зная, что
потому мы непобедимы, потому Церковь НЕОДОЛИМА, что мы немощны, но что
с нами Бог и что сила
Божия в немощи совершается. Да
будет так во веки веков! Аминь.
|