Митрополит Антоний Сурожский
О богатом юноше и о призвании безработных
(Мф. 19,16-26 и Мф. 20,1-16)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня, по моей вине, мы
читали два различных Евангелия: на славянском языке одно, на английском
языке другое. Но они так созвучны, что мне хочется соединить эти два
чтения и на вопрос, который поставлен в одном, ответить вторым.
Вопрос, который ставится в первом чтении перед каждым из нас, а не
только перед тогдашними слушателями Христа: кто же может спастись, если
так высок идеал христианской жизни? Если так велик человек во Христе и в
Евангелии, то кто же может надеяться вырасти в то, что апостол Павел
называет полной мерой роста Христова? кто может вырасти в уровень со
Христом Спасителем? Никто, конечно. Но значит ли это, что для нас
заказан путь ко спасению?
Кто может спастись... Если мы обращаемся к Ветхому Завету -
чистый сердцем, не лукавый, прямой человек,
не творящий зла своему ближнему, человек верного сердца по отношению к
Богу и по отношению к людям. Но снова встает вопрос:
кто
же может спастись? Кто о себе может
сказать: у меня сердце чистое, очищенный разум, прямая, не колеблющаяся
воля к добру? Кто может сказать, что верен Богу и верен людям?..
Кто же
тогда спастись может? Целой жизни не хватит, чтобы вырасти в такую меру.
И вот в Евангелии есть несколько мест, которые дают нам такую надежду,
потому что все они сводятся - и то
чтение, которое я сегодня читал по ошибке, и другие чтения, которые в
воскресные и в другие дни читаются -
все они сводятся к тому, что ты спасен, потому что ты Богом любим,
потому что ты Ему дорог, потому что цена, которую Он готов заплатить как
бы в выкуп за тебя, это - вся жизнь,
и всё страдание, и вся смерть, и вся слава Единородного Сына Божия,
Иисуса Христа, пришедшего в мир грешныя спасти...
Сегодняшнее славянское чтение из Евангелия нам говорит, что были люди,
которые с первого мгновения пошли трудиться в Божий виноград и трудились
до вечера: до вечера своей жизни, до вечера человеческой истории, до
времени, когда нашёл конец. Были другие, которые стояли праздны и три, и
шесть, и девять часов - и тех застал
Господь, и призвал, и они отозвались, и вступили в труд первых. И
Господь их принял - не за количество
труда, а за то, что они сердцем и жизнью отозвались на Его призыв; не за
то, что они работали столько же, сколько другие, так же хорошо или
лучше, нежели другие. Господь их принял, потому, что на зов Божий быть
благородными, вырасти в меру подлинного человека, стать свидетелями
Божиими на земле, они отозвались жизнью, откликнулись и вошли в труд
Божий и в труд других людей...
И другое есть место: притча о званных, которые отказались прийти, и о
нищих, убогих, хромых, которых Господь велел собрать на царский пир. Они
шли, верно, с ужасом в сердце: ведь эти лохмотья, эта запыленность, это
последнее обеднение, это уродство, эта болезнь, конечно, не описывают их
телесное состояние, но их душевно-духовное состояние. И когда они были
призваны Богом явиться перед Его всесветлые очи, они с ужасом думали о
суде, потому что не дошло до них слово Христово: Я пришел не судить, а
спасти мир... Шли они, ожидая суда, возмездия, -
и были приняты ангелами Божиими, омыты,
очищены, одеты и введены в пир Господень... Эти были спасены -
да! -
милостью Божией, но не только. Спас их также последний ужас, который их
охватил, когда вдруг они поняли, что они идут на суд и что теперь
откроется не только темная их жизнь, а откроется то, что они жили-то
напрасно, что весь смысл жизни, который в любви -
они проглядели... Покаянием они вошли в
Царство Божие.
И вот ответ, который дает нам Евангелие, - обнадеживающий, радостный,
светлый ответ: Покайся! Пойми, что зло -
не твой путь, что зло это уродство, это
раны, это убожество, это лохмотья. Отвернись от него! Если даже ты
останешься его пленником -
возненавидь его, и возлюби красоту, и правду, и истину, и добро; возлюби
ближнего и Бога, и себя самого увидь в той славе и красоте, в которой
теперь видит тебя Господь наперед, зная, каким ты будешь, когда ты
придешь, и Он тебя очистит и сделает новым. Но медлить нельзя: не
потому, что придет страшный суд, а потому, что если мы это понимаем
- как не устремиться всем сердцем, всей
душой, всей силой, всей немощью, всей мечтой, желанием своим к тому,
чтобы Бога обрадовать нашим хотя бы поздним ответом, отзывом, и сказать:
Да, Господи -
Ты зовешь: иду! Верую, - помоги моему
неверию! Ты - Путь; будь моим путем,
Ты - Истина; будь моей истиной, Ты
Жизнь - дай мне Твою жизнь! Аминь. |
|