Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Любите друг друга так, как Я вас возлюбил... Эти слова доходят до нашего
сердца, радуют нашу душу, а вместе с этим их выполнить, воплотить в
жизнь нам кажется таким трудным подвигом. О любви можно сказать на
разных плоскостях. Есть простой, обычный опыт любви — как друг друга
любят члены одной семьи, как отец и мать любят своих детей, как дети
ответно отзываются на эту любовь, как соединяет любовь, радостная,
светлая любовь, жениха и невесту; это любовь, которая является радостью,
светом, которая пронизывает всю тьму обычной жизни. Но и в ней есть
хрупкость и несовершенство. Вы наверно знаете о том, как дети бывает
любимы родителями, но отозваться на эту любовь дети бессильны;
мгновениями — да, но не постоянно. Вы знаете, как между братьями и
сестрами есть основная любовь, а вместе с этим она не охватывает их до
конца. И поэтому говорить о том, что такая простая, естественная
человеческая любовь является исполнением заповеди Христовой, что она
является уже на земле Царствием Божиим пришедшим в силе, еще нельзя.
О чем же речь идет? Христос нам говорит о том, что мы должны любить друг
друга. Он не делает никаких различий. Что Он этим хочет сказать? Он, мне
кажется, хочет сказать, что мы должны каждого человека, каждого
встречного и поперечного, знакомого к незнакомого, чужого,
привлекательного или нет, оценить: это человек с вечной судьбой. Это
человек, которого Бог из небытия призвал к жизни с тем, чтобы он сделал
свой неповторимый вклад в жизнь человечества. Этот человек может нам
по-человечески не нравиться, он может быть нам чужд, он может нам быть
непонятен — но он Богом был вызван и поставлен в мир, чтобы внести в
этот мир что-то, чего мы не в состоянии внести. И больше того: он
поставлен на моем пути жизни для того, чтобы мне нечто открылось.
Открылась бы мне, во-первых, моя неспособность видеть всякого человека
как икону... Умеем ли мы друг на друга так смотреть? Я боюсь, что мы не
умеем, что есть люди, которые нам близки, дороги, а другие, в лучшем
случае, просто чужды.
И вот на этих "чужих" людей нам надо обратить особенное внимание. Ведь
они перед нами ставят вопрос: ты со Христом или без Него? Потому что
этого человека, которого Христос возлюбил до смерти крестной, ты знать
не хочешь. Он тебе чужд, он тебе непонятен, тебе нет дела до него; если
бы его не было на свете, тебе было бы так же просто и хорошо. Разве это
христианская любовь? Мы должны научиться на каждого человека, который
встречается нам, посмотреть и сказать: это — икона Христова, это образ
Божий, этот человек — посланник Божий. Он послан для того, чтобы чему-то
меня научить, чтобы мне принести нечто, чтобы передо мной поставить
вопрос, требование Божие. Иногда мы это умеем делать через некоторое
время; а иногда мы не умеем это делать до момента, когда уже как будто и
поздно.
Мне вспоминается разговор с одним русским священником ранней эмиграции,
который был воином в Белой армии, который все годы своей эмигрантской
жизни посвятил борьбе в большевизмом, который всей душой отвергал
Сталина. В какой-то момент он узнал, что Сталин умер. И в тот момент с
ним случилось что-то, чего он не ожидал; он подумал: а вдруг Бог судит
Сталина так, как я его судил и до сих пор не могу перестать судить?! Я
его ненавидел. Неужели Бог, когда он станет перед Ним, его встретит
ненавистью, отвержением, и это не на время, а на вечность!? И я помню,
как он мне сказал, что он пришел в такой ужас о себе, что он бросился в
алтарь, бросился на колени, и сказал: Господи, прости за ненависть,
которую я имел к этому человеку! Он теперь перед страшным судом.
Господи, не прими мое осуждение против него... Это — крайность; это
такое положение, в котором никто из нас не находится ив которое, даст
Бог, не попадет; а кто знает? Сколько есть людей, которых мы не любим,
не принимаем, отвергаем, хотя не в такой мере...
И вот подумаем о том, на каком уровне любви мы находимся. Находимся ли
мы на уровне любви детей к родителям, невесты и жениха друг ко другу,
неразлучных друзей, которым никогда не пришлось столкнуться с болью и с
отрицательными свойствами любимого? Или находимся мы в положении тех
людей, который окружены чужими, для которых мой ближний не существует,
которого я люблю, поскольку он мне не мешает жить, которого я отвергаю в
тот момент, когда он становится на моем пути... Если мы так можем думать
о ком бы то ни было (и я уверен, что мы можем думать так о многих людях
вокруг нас), то мы еще не научились тому, что значат Христовы слова:
любите друг друга, как Я вас возлюбил... Он каждого из нас возлюбил не
за его добродетель, не за его красоту, не за то, что он так хорош, а за
то, что ему так нужна любовь для того, чтобы стать человеком, для того,
чтобы опомниться, для того, чтобы стать новой тварью, чтобы жизнь в него
вошла...
И вот, посмотрим друг на друга, хотя бы в нашем храме, хотя бы среди
наших знакомых, и поставим вопрос: люблю ли я этого человека такой
любовью? А если нет, то я еще не начал любить любовью Христовой. И как
это страшно! Как страшно подумать, что когда-то я встану перед Богом,
вокруг меня будут люди, которых я знал всю жизнь, и я скажу: этих людей
— никогда не любил, и не люблю, и знать не хочу. Я хочу войти в Твой
рай, Господи, там им места нет, так же как нет места им в моем сердце на
земле!.. Подумаем, потому что эта заповедь Христова: любите друг друга,
как Я вас возлюбил — не простая заповедь; она требует от нас совершенно
нового оборота в жизни. Подумаем, подумаем даже просто о том человеке,
который рядом с нами сейчас стоит: он нам свой или он нам чужой? Он
существует для меня или просто не существует? А если существует, то в
какой мере? Как?
Подумаем об этом. Потому что рано или поздно мы станем перед Христом,
Который скажет нам: Я для этого человека пришел в мир, Я для этого
человека умер на Кресте. И если ты его отвергаешь, то ты весь Мой подвиг
любви отвергаешь; ты делаешься чужим Мне по собственному выбору. Аминь!