Митрополит Антоний Сурожский

О Божественной литургии

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спаситель в Евангелии нам говорит, что где двое или трое соберутся в Его имя, там Он будет среди них. Отдаем ли мы себе отчет в том, что мы сегодня переживаем, что сегодня было? Собралось нас немного народу, но насколько больше того, чем нужно для того, чтобы Христос Спаситель, наш Бог был в нашей среде! Он был здесь среди нас. Не священник своею силою совершает Божественную литургию, не он своей рукой преподает нам причастие Святых Тайн. Совершитель литургии, совершитель обедни — Сам Господь Иисус Христос, наш Бог, наш Спаситель. Священник произносит слова, он совершает действия, но сила совершительная — от Самого Бога. Только что совершилось чудо в нашей среде — Христос стоял и совершал Литургию. Видимо совершал ее я, невидимо совершал ее Спаситель Христос. Он был среди нас. И когда мы подходили к причастию, и я, и вы — мы получили причащение Святых Тайн невидимо Его рукой. Разве это не дивно, разве это — не такое чудо и не такая радость, чтобы нам всю неделю, больше того, может быть, всю жизнь ее пронести с собой. С нами был Бог, мы были с Ним, и не как чужиекак Ему родные, как самые Ему близкие люди, с которыми Он хотел разделить обед Свой, Тайную Свою Вечерю, дать нам тот хлеб, который Он претворил в Свое Тело, дать нам то вино, которое Он превратил в Свою Кровь, чтобы не только мы были сегодня с Ним, но чтобы Он хлебом и вином, Телом и Кровью Своей вошел в нас, стал нами, и мы стали, сколько мы можем это понести, тем, что Он есть, таким человеком, которым Он был на земле.

Поэтому будем благоговейно относиться к самой службе, трепетно на нее приходить, но с какой радостью, с какой радостью о том, что Господь в нашей среде, что Он совершает служение, что Он нам дает причастие, и что мы делаемся участниками Его человеческой, но, по слову апостола Петра, и Божественной природы. Мы все уйдем, каждый в свою сторону, а с нами пойдет Христос. Его Кровь бежит в наших сосудах, Его Тело пронизывает нашу телесность. Где бы мы ни были, даже тогда, когда мы об этом не думаем, даже если мы этого не сознаем, с нами приходит Христос к тем людям, которые, может, Его не ожидали, но так в Нем нуждаются, — люди без веры, люди без надежды, люди без любви, люди без радости, люди без чистоты, люди, которые в потемках. Мы, приходя в их среду, в себе, как в священном сосуде, приносим Христово присутствие. Разве это не радость? И как мы должны себя хранить, зная это! Если бы Церковь нам доверила вот эту святую Чашу со Святой Кровью и со Святым Телом Христовым, как бы мы хранили! Мы боялись бы прикоснуться к ней, мы глядели бы на нее трепетным сердцем. Так должны мы относиться к себе самим и друг ко другу, потому что мы больше этой Чаши. Эта Чаша остается серебром, мы делаемся родными Христа Спасителя, братьями, сестрами Его, как Он нас Сам называет в Евангелии.

Будем поэтому приходить в церковь как к величайшей радости, будем стоять вместе, зная, что не только с нами Христос, но что каждый из нас несет в себе присутствие Христово, и что мы должны служить друг другу с благоговением, с любовью, с лаской, жертвенно, как Христос нам послужил жизнью и смертью.

Какое это чудо, какая это радость! Возблагодарим Бога за это. Возлюбим друг друга ради этого любовью Господней, и тогда наша община станет иной, она станет, как свет, как радость для всех, кто вокруг нее, и Христос возрадуется о нас — что не напрасно Он жил, не напрасно Он умер, что Он оставил за Собой вестников Его крестной любви, Его торжествующего воскресения. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru