Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святители! Отцы мои и братья! Глубоко меня взволновало
решение Святейшего Патриарха и Священного Синода о назначении меня
епископом Сергиевским. Но теперь предстою я пред вами в глубоком покое
всех сил моих душевных, собравшись с мыслями, испытав совесть перед
Богом и готовый правдиво поведать вам те мысли и чувства, которыми полна
душа.
Если бы я последовал первому движению сердца, я стал бы
просить пощады, ибо властно влекутся все силы души моей к молитвенному
безмолвию в безвестности монашеского трудничества, и страх и тоска
ворвались в душу мою, когда голосом Церкви повелел Христос стать в ряды
свидетелей Божественной Любви, ибо нет более ответственного и страшного
призвания (Ин 20: 21; Мф 10: 16).
Когда четырнадцать лет тому назад, будучи еще врачом, я
принял тайный постриг и искал подвига: молитвы, поста, бдения, жестокого
жития, любовь мне подвигом не представлялась, а одной радостью и самой
жизнью души. С тех пор я познал, что нет закона более неумолимого, чем
закон любви Христовой: сострадательной, крестной любви Всесвятыя Троицы,
любви Всемилостивого Спаса, отдающего жизнь за отступивших от Него
людей, любви Доброго Пастыря, полагающего душу Свою за овец Своих...
Легко и радостно было мне приносить обеты отречения. Ничто меня не
влекло к себе, кроме искренней, радостной любви Христовой. Мне казалось,
что мне не от чего отрекаться, так как кроме Бога ничего не желала,
ничего не искала душа моя. И удивили меня напутственные слова духовника
о том, что не в подвигах монашество, а в совершенной любви. Вскоре,
однако, самое монашеское делание и иночески бдительное прохождение моего
медицинского призвания стали открывать мне до того неведомое богатство в
любви, приоткрыли мне смысл сказанных мне слов и привлекли меня к
священству: «Ты оставил всё, чем ты не дорожил, — настойчиво говорила
мне совесть, — ради единственного, чего ты хотел; ты отрекся от
ненужного тебе с тем чтобы завладеть вожделенным тобою. Подобно
евангельскому юноше, ты не хочешь расстаться с богатством твоим». «Что
же делать, чтобы улучить вечную жизнь?» — вопрошала душа в тоске и
борении. «Отдай последнее: пусть самая душа твоя станет добычей всякого
алчущего и жаждущего по слову Исайи пророка (Исайя 58, 10)»… Отцы и
братья! Я стал священником в завершение данных мной монашеских обетов с
тем, чтобы ничто во мне не оставалось бы моим. С тех пор прошло почти
что десять лет: я теперь только начинаю видеть, что я еще и не вступил
на путь Христов, а Господь зовет меня стать Жертвой (Флп 2: 17; 2 Тим 4:
6),возлагает на меня омофор, знаменующий собой заблудшую овцу, которую
добрый Пастырь, ценой жизни Своей, должен обрести и спасти от погибели,
и вручает жезл, страннический жезл, учеников Христовых (Евр11: 13; I
Петр 2: 11). Совершается немыслимое…
Но я не верю в случайность; я глубоко убежден в том, что
Сам Господь Иисус Христос правит Церковью Своей, и с юношеских лет
положил никогда (насколько хватит сил и веры) ничего не искать и ни от
чего не отказываться, никогда не просить у Бога ни креста ни утешения; и
поэтому склоняю главу и с трепетом, но без сомнения, без колебаний,
недвоящимся сердцем благодарю, приемлю предложенный крест и ничтоже
супротив глаголю.
О своем недостоинстве говорить не буду: верю в благодать
Божию, врачующую немощь и восполняющую скудость сил человеческих. Также
знаю из опыта, что сила Божия (только) в немощи совершается (2 Кор 12:
9), и потому не о силе молю Вседержителя, а о благодатной немощи,
рождающейся в сокрушенном, смиренном и милующем сердце; о любви и
смирении молю Бога, как об единственном прочном основании вечной жизни,
как об единственном содержании жизни христианской, как об источнике
ведения, премудрости и рассуждения.
"Вем, яко несмь достоин небеси и земли и сия
привременныя жизни", но без сомнения верю и знаю, что из-за безбрежной
любви Бога к миру — и мне по дару Божию всё возможно будет (Мк 9: 23),
что повелит Господь.
Нет слов, чтобы сказать о том трепетном чувстве, до края
наполняющем сердце, при мысли, что сонм русских святителей определил мне
войти в круг апостольский, поверил в искренность любви моей к Богу, к
Церкви и к сиротствующему миру, доверил мне крест "насмертников"
последних времен, не усомнился в том, что и я с радостью (Флп 1: 29)
изъявлю готовность по примеру Пастыреначальника Христа и вместе с Ним
"душу свою положить за овцы"... Но прошу вас, святители Церкви Русской,
умолите Господа Бога о мне, да даст Он мне немощь Богоприемную, Любовь и
Ум Христовы (Флп 2: 5; 1 Кор 2: 16), Смирение Господне и верность до
конца в совершенном послушании Ему Единому. Верю, что по молитвам
Святейшего Патриарха и родной Церкви не оставит меня Господь, сподобит
послужить Ему, умерев себе, и даст мне изо дня в день убывать, чтобы Ему
расти, покоряя Себе силы естества моего, пока не овладеет всем без
остатка.
Глубокой радостью полно сердце моё и благодарностью к
Преосвященному Иакову, епископу Апамейскому, участвующему ныне в моем
наречении, а завтра и в моем посвящении, как представитель Вселенской
Патриархии. Да низойдет на меня возложением его рук благословение
Великой Церкви Константинопольской, Матери всех наших молодых славянских
Церквей, и да будет его участие живым свидетельством нерушимого единства
православных в вере, таинствах и. Любви.
Отцы и братъя! Редко дает Бог епископу быть, подобно
мне, посвященным среди собственной его паствы. Да будет мне дозволено и
к детям моим духовным обратиться в этот час, великий для них, как и для
меня. За годы моего священнического служения среди вас Бог дал нам стать
тесной, любящей семьей. Благодать архиерейства — залог еще более
глубокого, искреннего единства, ибо она преимущественно благодать
пастырства, отцовства духовного. Возблагодарим Господа. И еще сердечней,
еще живей и действенней возлюбим друг друга. Станем едиными со Христом
через любовь и в любви, и Христовой любовью, которой ничто не могло
сломить, возлюбим тот мир, за который Он отдал Свою жизнь. Возлюбим
каждого, как Он любит и нас (Флп 1: 8): учениками Христа войдем в жизнь
с новой надеждой и обновленной силой. Принесем в холодный, сирый мир
огненную, непобедимую радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтобы
у всех рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы свет Христов
озарил и тех, кто бродит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем
всем, всем без остатка воспеть Богу победную песнь.
Вот те мысли и чувства, с которыми я ныне предстою перед
Вашей Святыней; помню предупреждение Господне, что "от слов своих
оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф 12: 37), но верю, что
молитвами вашими и вашей поддержкой даст и мне Господь исполнить то
доброе, что Он мне внушил (Флп 2: 13); простит мне мое неведение и то
недостаточное, что есть в моих словах, всех нас соединит и будет Он над
нами Единый Пастырь и Глава Церкви. Аминь! |