Митрополит Антоний Сурожский

Неделя о Закхее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христианская жизнь течет как бы по руслу или следует по столам Самого Христа, Который есть образ подлинного, истинного человека. Она начинается с рожденья, возрастает крещением, а затем наступает шествие человека во Христе, со Христом, сначала в Страстные дни, в трагедию Гефсиманского сада, в крестную смерть - и в Воскресение. И этот путь весь усеян соблазном и испытанием. В жизни Христа нам представляется два таких испытания, два таких поворотных момента.

После того, как Христос крестился во Иордане, Духом Он был увлечен в пустыню и там подвергся первому искушению: Если Ты - Сын Божий, преврати эти камни в хлеб и не оставайся голодным... Если Ты - Сын Божий, свергнись с высокой башни, чтобы показать всем Себя... Если Ты - Сын Божий, покажи Свою силу, покажи Свою мощь... И Христос отверг эти соблазны силы; и позже апостолу Павлу Он сказал, что сила Божия в немощи совершается.

Но на этом не кончилось испытание человека во Христе. После того, как Он прошел трехлетнее Свое служение, проповедь Царства Божия, пришедшего в силе, после того, как Он явил Божию славу и Божию целительную, спасительную мощь, когда на пути в Иерусалим Он Своим ученикам начал говорить, что Ему надлежит быть преданным, пострадать, умереть, апостол Петр к Нему подошел и сказал: Пожалей Себя: пусть этого с Тобой не будет!.. В момент, когда Христос свободно шел к Своей смерти ради нас, один из нас Ему сказал: Пожалей Себя! Разве человеческая плоть и кровь могут вынести этот ужас?.. И Христос употребил по отношению к нему те же слова, которые Он произнес по отношению к сатане в пустыне: Отойди от Меня, сатана - т.е. противник; ты думаешь о том, что земное, но не о том, что небесное...

Мы скоро вступим в Пост. В начале подготовительных недель мы будем полны и вдохновенья, и сил, когда самый пост настанет, нам снова дастся сила и вдохновение; но когда мы пройдем часть его, мы начнем от него уставать. И вот нам надо избежать двух соблазнов, которые победил Христос: не заноситься силой, не стремиться к тому, что сверх нашей крепости, но смиренно открыться Божией силе, чтобы Его, Божия сила совершилась в нас, и совершила в нас и над нами то, чего мы никак над собой и в себе совершить не можем: поворот к Богу, исправление жизни, подлинное зрение своих глубин, покаяние слезное, покаяние сердца разбитого, сокрушенного... И когда начнет в нас убывать наше человеческое вдохновение, так же как и Христос, когда Ему было предложено Себя пожалеть, от пути Божия отступить, стать только человеком в его немощи - откажемся и мы от этого, и вспомним, что сила Божия совершается в немощи, и что как бы мы ни устали, как бы ни истощились наши силы, как бы мы ни чувствовали, что больше нет в нас ничего способного на этот бой, на это восхождение в страстные дни, на приобщение Христу в Гефсимании и на Голгофе, мы скажем искусителю: Нет! Всё мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе, как и Павел сказал, и дойдем через крест к Воскресению, и ожив силой и жизнью Христовыми, вернемся в жизнь, чтобы в ней сиять этой жизнью вечной и приобщать других к этому торжеству и подвига, и Креста, и Воскресения. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru