Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Почему наше последнее предстояние перед
Богом мы называем "страшным судом"? Разве мало на земле ужаса и без
этого: человеческая жестокость, ненависть и страдание, физическое и
умственное насилие человека над человеком? Можно ли помыслить что-либо
страшнее этого?.. Можно, потому что не тем последний суд так страшен,
что жжет нас, как огонь. Самое страшное - не наказание, не страдание или
насилие, но то мгновение, когда мы вдруг увидим, что весь смысл жизни
заключался в любви и мы прошли мимо нее; страшно мгновение, когда мы
окажемся лицом к лицу перед Богом, Который так возлюбил мир, что отдал
за его спасение Своего Единородного Сына, и была нам предложена вся
любовь Божия, - и мы ее отвергли.
Если бы мы отказались от нее по каким-то
убеждениям, сознательно отвергая такую любовь - это было бы достаточно
ужасно; но какой ужас, что мы окажемся перед Божественной любовью и
поймем, что мы просто прошли мимо нее, не заметили ее, потому что
увлеклись пустяками, которые заполнили наш ум любопытством, сердца наши
- похотью, и увели нас вдаль от Бога и Его любви.
И вот, мы будем стоять перед Богом,
лицезреть всю Божественную любовь, явленную нам в Господе Иисусе Христе,
Который носит на теле Своем раны страстей и креста, Который сошел во ад,
умерев по любви к нам, и придется нам сказать: Да, я видел всё это - и
пожал плечами, и занялся другими заботами...
Но вы, может быть, скажете: Как я могу
любить Бога и Его любовь, как я могу любить Того, Которого не вижу,
Которого порой и не ощущаю?.. Сегодняшняя притча так ясно отвечает нам
на это: люби тех, которых Бог Своей любовью вызвал к бытию; люби тех, за
которых Он отдал Свою жизнь и Свою смерть, люби Его твари, которые всё
для Него значат, и тогда Он скажет нам: В них ты любил Меня, и то, что
ты сделал для Моих любимых, ты сделаешь для Меня...
Значит ли это, что наша любовь к Божиим
творениям должна быть такой же великой, как Его любовь? И снова притча
отвечает нам так просто и так ясно: Был ли ты человечен, было ли у тебя
сострадание к голодному и жаждущему, к бездомному или всеми не любимому,
к тому, кто гибнет в душевной или телесной муке, или кто в тюрьме, -
преступник перед Богом и людьми, в трепете от человеческого суда и,
возможно, не сознаёт, что он прошел мимо единственного, что достойно
жизни?.. Вот вопрос, который нам ставится: проявил ли ты человечность? И
если мы были человечными, подлинными людьми в отношениях друг со другом,
подлинно человечными в сердце, и в уме, и в делах наших, - тогда широко
распахнута дверь, чтобы нам стать гражданами небес, гражданами Божия
Царства, Царства любви Божественной, изливающейся в наших сердцах,
преображающей нас и превращающей нас и весь мир в то диво, которым всё
призвано быть - тканью Воплощения.
Вот какие вопросы встанут перед нами, и
такие простые ответы на них Христа. Поэтому, будем учиться: научимся
прежде всего любить близких и родных, но такой любовью, которая достойна
их, достойна нас самих и достойна Бога; и когда мы научимся любить тех,
которых легко любить, потому что они уже нам дороги, откроем свое сердце
и дадим в нем место еще одному человеку, и еще одному, и еще одному... И
тогда наши сердца станут такими широкими, что смогут вместить и тех,
кого мы любим, и тех, которых мы пока еще не научились любить; тех, кто
нас любит, и тех, кто к нам безразличен или кто не переносит нас; смогут
вместить, обняв, охватив всех одной любовью, которая есть Божия любовь,
которая будет подлинной Божией любовью к ним, преизбыточествующей в
наших сердцах, а через нас - вокруг во всем мире.
Вот о чем взывает сегодняшняя притча, к
чему зовет нас страшный суд: суд этот не Бог будет произносить над нами,
а мы сами, когда увидим, каковы мы есть, и поймем, какими мы могли быть.
Услышим поэтому апостола, говорящего нам: Дорожите временем, спешите
жить, ибо время обманчиво, время проходит и уходит незаметно... Поспешим
же жить, жить любовью, жить достойно себя самих, достойно имени
христианина, - Христова племени, которым мы являемся, и тоже достойно
любви Божией к нам и к Его миру. Аминь!
|