Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В Деяниях апостольских мы сегодня слышали, что когда
приближался праздник Пятидесятницы, Павел отправился в Иерусалим, чтобы
быть вместе со всеми, кто в этот самый день принял Святого Духа. Он был
единственный из всех, кто не был в Горнице, когда произошло это событие.
Но Бог даровал ему подлинное, совершенное обращение сердца и ума, и
жизни, и подарил ему дар Святого Духа в ответ на его всецелую,
предельную отдачу самого себя Богу, Которого он не знал, но Которому
поклонялся.
Мы тоже находимся сейчас на пути к дню Пятидесятницы,
на следующей неделе мы будем праздновать это событие. Павел на пути
размышлял о том, что с ним приключилось в его путешествии из Иерусалима
в Дамаск, а потом в даре Святого Духа по молитве Анании. Нам тоже,
каждому по отдельности и всем сообща, надо задуматься о всем,
что Бог дал нам. Он дал нам бытие и вдохнул
в нас жизнь, - не только жизнь тела, но жизнь, которая делает нас сродни
Ему: Его собственную жизнь. Он дал нам познать Себя Самого, Живого Бога,
и дал нам встретить в Евангелии и на путях жизни Своего Единородного
Сына, Господа Иисуса Христа в Крещении, в Миропомазании, в
Причащении Телу и Крови Христовой, в тайне безмолвного молитвенного
общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко подходил к нам, хотя в то
мгновение мы о Нем и не думали: Он дал нам так
много.
Проведем же эту неделю или хоть какие-то ее отрывки,
размышляя о всем, что нам дано, ставя перед собой вопрос, действительно
ли мы ученики Христа. Мы знаем от апостола Павла, что
значит быть учеником. Павел сказал, что
жизнь для него - Христос, а смерть была бы приобретением, потому
что пока он в теле, он отлучен от Христа, Которого он любит, Который
стал всем в его жизни, не только
временной, но на всю вечность. И однако, говорит Павел, он готов жить,
не умирать, потому что его присутствие на земле нужно другим... Это была
мера его приобщенности Христу. Это так волнующе ясно из параллели между
короткой фразой в Деяниях и другой фразой в Евангелии: и Господь Иисус
Христос, и Его ученик говорят, что теперь они идут обратно к Отцу, что
время их отшествия настало. Его жизнь во Христе созрела в такое
отождествление с тем, что Христос означал, и больше того: с тем,
чем Христос был, что все, что относилось ко Христу, стало приложимо и к
нему. Поистине, для Павла жизнь была - Христос, и он тосковал по смерти,
но он научился от Бога чему-то большему, чем эта тоска по свободе, по
общению с Богом, Которому он поклонялся и служил с такой верностью. Он
узнал, что давать есть радость еще большая, чем получать, хотя он
получил так много, такого великого, такого святого, и он был готов
продолжать жить, чтобы все это отдавать.
Святые услышали Христа, говорящего: Никто не имеет
любви большей, чем тот, кто отдает жизнь за своих друзой... Павел,
другие апостолы и бесчисленные святые вслед за ними отдавали свою жизнь,
истощали ее изо дня в день, забывая себя, отвергая всякую мысль,
всякую тревогу о себе, имея в помышлении
только тех, кому нужен был
Бог, кому нужно было слово правды, кому нужна была Божия любовь. Они
жили для других: они давали так же щедро, как получили.
И мы тоже призваны научиться радости, ликующей,
вдохновляющей, дивной радости давать, отвернуться от себя, чтобы быть
свободными давать, давать на всех уровнях, и самое малое и самое
великое. И этому нас может научить только сила Духа Святого, которая
соединяет нас Христу, сотворяет нас в единое с Ним тело, в тело людей,
связанных друг с другом в их полной общности, единых с Богом, Который
есть наше единство. Задумаемся над всем, что мы от Бога получили, и
поставим перед собой вопрос: что мы можем дать?
Ему - так, чтобы Он мог радоваться о
нас, чтобы Он мог знать, что Он жил и умер не напрасно. И что мы можем
дать тем, кто вокруг нас, начиная с самого малого, самого скромного
подарка самым близким, и кончая тем, чтобы дать все, что мы только
можем, тем, которым нужно больше. И тогда действительно Пятидесятница
придет как дар жизни, который нас связует воедино, в единое тело,
способное быть на земле для других видением Царства, но также источником
жизни и радости, так, чтобы подлинно наша радость и радость всех,
с кем мы встречаемся, исполнилась бы. Аминь.
|