Митрополит Антоний Сурожский

ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЕРЕД ПЯТИДЕСЯТНИЦЕЙ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В Деяниях апостольских мы сегодня слышали, что когда приближался праздник Пятидесятницы, Павел отправился в Иерусалим, чтобы быть вместе со всеми, кто в этот самый день принял Святого Духа. Он был единственный из всех, кто не был в Горнице, когда произошло это событие. Но Бог даровал ему подлинное, совершенное обращение сердца и ума, и жизни, и подарил ему дар Святого Духа в ответ на его всецелую, предельную отдачу самого себя Богу, Которого он не знал, но Которому поклонялся.

Мы тоже находимся сейчас на пути к дню Пятидесятницы, на следующей неделе мы будем праздновать это событие. Павел на пути размышлял о том, что с ним приключилось в его путешествии из Иерусалима в Дамаск, а потом в даре Святого Духа по молитве Анании. Нам тоже, каждому по отдельности и всем сообща, надо задуматься о всем, что Бог дал нам. Он дал нам бытие и вдохнул в нас жизнь, - не только жизнь тела, но жизнь, которая делает нас сродни Ему: Его собственную жизнь. Он дал нам познать Себя Самого, Живого Бога, и дал нам встретить в Евангелии и на путях жизни Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа в Крещении, в Миропомазании, в Причащении Телу и Крови Христовой, в тайне безмолвного молитвенного общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко подходил к нам, хотя в то мгновение мы о Нем и не думали: Он дал нам так много.

Проведем же эту неделю или хоть какие-то ее отрывки, размышляя о всем, что нам дано, ставя перед собой вопрос, действительно ли мы ученики Христа. Мы знаем от апостола Павла, что значит быть учеником. Павел сказал, что жизнь для него - Христос, а смерть была бы приобретением, потому что пока он в теле, он отлучен от Христа, Которого он любит, Который стал всем в его жизни, не только временной, но на всю вечность. И однако, говорит Павел, он готов жить, не умирать, потому что его присутствие на земле нужно другим... Это была мера его приобщенности Христу. Это так волнующе ясно из параллели между короткой фразой в Деяниях и другой фразой в Евангелии: и Господь Иисус Христос, и Его ученик говорят, что теперь они идут обратно к Отцу, что время их отшествия настало. Его жизнь во Христе созрела в такое отождествление с тем, что Христос означал, и больше того: с тем, чем Христос был, что все, что относилось ко Христу, стало приложимо и к нему. Поистине, для Павла жизнь была - Христос, и он тосковал по смерти, но он научился от Бога чему-то большему, чем эта тоска по свободе, по общению с Богом, Которому он поклонялся и служил с такой верностью. Он узнал, что давать есть радость еще большая, чем получать, хотя он получил так много, такого великого, такого святого, и он был готов продолжать жить, чтобы все это отдавать.

Святые услышали Христа, говорящего: Никто не имеет любви большей, чем тот, кто отдает жизнь за своих друзой... Павел, другие апостолы и бесчисленные святые вслед за ними отдавали свою жизнь, истощали ее изо дня в день, забывая себя, отвергая всякую мысль, всякую тревогу о себе, имея в помышлении только тех, кому нужен был Бог, кому нужно было слово правды, кому нужна была Божия любовь. Они жили для других: они давали так же щедро, как получили.

И мы тоже призваны научиться радости, ликующей, вдохновляющей, дивной радости давать, отвернуться от себя, чтобы быть свободными давать, давать на всех уровнях, и самое малое и самое великое. И этому нас может научить только сила Духа Святого, которая соединяет нас Христу, сотворяет нас в единое с Ним тело, в тело людей, связанных друг с другом в их полной общности, единых с Богом, Который есть наше единство. Задумаемся над всем, что мы от Бога получили, и поставим перед собой вопрос: что мы можем дать? Ему - так, чтобы Он мог радоваться о нас, чтобы Он мог знать, что Он жил и умер не напрасно. И что мы можем дать тем, кто вокруг нас, начиная с самого малого, самого скромного подарка самым близким, и кончая тем, чтобы дать все, что мы только можем, тем, которым нужно больше. И тогда действительно Пятидесятница придет как дар жизни, который нас связует воедино, в единое тело, способное быть на земле для других видением Царства, но также источником жизни и радости, так, чтобы подлинно наша радость и радость всех, с кем мы встречаемся, исполнилась бы. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru