Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы часто
читаем во святом Евангелии о чудесах Христовых и ставим перед собой
вопрос: почему в те времена такое было возможно и так мало
чудесного видим мы в наши дни? И мне
кажется, что на это можно ответить три вещи.
Первое – что мы не видим тех чудес,
которые нас окружают, мы все принимаем как
должное, как естественное. Все хорошее от руки Божией мы принимаем, как
будто так и должно быть. И мы больше не видим, что жизнь – дивное,
радостное чудо, что Бог захотел нас сотворить, что от небытия Он призвал
нас к бытию, открыл перед нами все чудо существования. И Он этим не
ограничился: Он нас призвал во веки веков быть Его друзьями, во веки
веков жить вечной, божественной жизнью. А на земле Он не только дал нам
существование и жизнь: Он нам открыл Себя.
Мы знаем, что Он есть, мы знаем Его во
Христе как Бога такой любви, которая не останавливается и перед
собственной смертью для того, чтобы спасти любимого.
А что сказать о тех чудесах, еще менее
заметных нам, как здоровье, как мир, как дружба, как любовь? Это же все
– сплошное чудо! Купить их – нельзя; принудить кого бы то ни было дать
нам свое сердце – невозможно; а столько сердец друг другу открыты, и
столько любви, столько дружбы вокруг нас! А наше телесное существование,
которое мы принимаем так естественно, – разве оно не чудо? И вот это
первое, на что мне хотелось обратить ваше внимание: что вся жизнь –
чудо. О, я знаю, что в ней очень много боли, очень много страшного –
очень! Но наряду с этим, в темноте, во тьме сияет такой тихий и вместе с
этим не колеблющийся свет. Если бы мы
только, как Христос говорит, верили в свет, с тем чтобы быть чадами
света, детьми света, носителями света!
И еще две вещи хочется мне сказать.
Сегодня мы читали о том, как люди были в
нужде, эту нужду Апостолы заметили, обратили на нее внимание Господне, и
Господь им сказал: вам надлежит встретить эту нужду, накормить
этих голодных людей! — Чем? У нас же всего
две рыбы, пять хлебов – разве хватит
на такую толпу? И Христос
благословил эти хлебы и эту рыбу, и хватило на толпу. Вот что ожидается
от нас, чтобы Бог мог свободно, Своей державной властью сотворить на
земле небесные чудеса: чтобы мы заметили чужую нужду. Как часто мы мимо
нее проходим, не раскрываем дверь перед Богом, чтобы Он вошел и сделал
то, что для нас невозможно. Откроем же глаза, чтобы видеть нужду людей
вокруг нас: материальную, душевную, духовную, тоску и одиночество, и
столько других нужд.
И другое, к чему призывает Господь Своих
учеников: дайте все, что у вас есть, – и мы накормим всех... Ученики не
оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы: они все дали Господу.
И потому что они все отдали, водворилось Царство любви, Царство, где Бог
может действовать неограниченно, свободно, и все насытились. И к нам
обращен этот призыв: когда мы увидим нужду – отдадим все, и все будет
хорошо.
И последнее. Из Евангелия прошлого
воскресения мы помним, что
Господь совершил исцеление больного,
видя веру окружающих. Мы можем принести
Богу ту веру, которой не хватает у окружающих нас людей, понести их на
нашей вере, как на носилках. Но веры не достаточно; в этом событии
исцеления расслабленного была не только вера, что Господь может исцелить
больного: была к нему заботливая любовь. Если бы вокруг нас, среди нас
была такая любовь, то начало Царствия Божия было бы уже водворено в
нашей среде, и Бог мог бы действовать свободно.
Подумаем об этом, потому что каждое чудо
Божие было предварено и как бы обусловлено соучастием человека: от нас
зависит, чтобы на земле водворилось то Царство, о котором мы просим,
мечтаем, но которое мы призваны строить с Богом и во имя Божие. Аминь.
|