Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Господь предостерегает нас о
том, как трудно богатому войти в Царство Божие. Означает ли это, что
Царство Божие открыто только обездоленному, тому, кто в материальной
нужде, кто на земле лишен всего? Нет. Царство Божие открыто всякому, кто
не порабощен тем, что имеет. В первой заповеди блаженства
Блаженны нищие духом, ибо тех есть
Царство Небесное -- нам дается
ключ к сегодняшней притче: нищие духом это те, которые поняли, что они
ничего не имеют, что было бы их собственностью. Мы созданы действием
Божиим, Его любовью вызваны в бытие, в жизнь; Бог нам дает общение с
Собой, на которое мы не имеем “прав”; Он открыл нам Себя Своей
собственной вольной волей, когда мы были голодными и отчаявшимися. Всё,
что мы есть, всё, чем мы пользуемся - не наше, в том смысле, что мы не
сотворили, не создали того, что по видимости наше, - всё,
всё, что мы имеем и чем являемся -
есть любовь: любовь Божия и любовь людей. И мы не можем ничем завладеть,
потому что всё - дар, который тотчас ускользает от нас, если только мы
стараемся им овладеть и сказать “это моё!”
С другой стороны, Царство Божие -
поистине царство тех, которые поняли, что они бесконечно богаты: ведь мы
можем всего ожидать от любви Божией
и от человеческой любви. Мы богаты,
потому что ничем не обладаем, мы богаты, потому что всё нам
дано. И вот тому, кто
считает, что он по праву
богат, трудно принадлежать Царству, где всякая вещь - знак любви и где
ничем нельзя завладеть, потому что
тогда оно отнимается у других: в тот момент, когда мы говорим, что
обладаем чем-то, что дано нам либо Богом, либо человеческой заботой, мы
как бы вычитаем, вырываем это из тайны любви.
И кроме того как только мы уцепляемся за
что бы то ни было, мы становимся рабами. Мне вспоминается, когда я был
молодым, один человек сказал мне: Разве ты не понимаешь, что в момент,
когда ты зажал в руке медяк и не готов раскрыть руку и отпустить этот
медяк, ты потерял свою зажатую ладонь, ты потерял руку и потерял тело,
потому что всё твое внимание сосредоточено только на том, как бы не
потерять этот медяк; о всем остальном будет забыто…
И зажимаем ли мы в руке медяк или
чувствуем себя владельцами многого - умственного, эмоционального или
материального - это не важно; суть в том, что мы не можем больше
пользоваться ни рукой, ни умом, ни сердцем, - мы не можем больше быть
свободными, а Царство Божие есть Царство свободы.
И еще: как трудно тому, кто никогда ни в
чем не нуждался, кто всегда имел больше, чем ему нужно, понять нужду
другого: материальную ли, эмоциональную или любую другую нужду.
Требуется очень много понимания, сочувствия, требуется научиться быть
очень внимательными к движениям человеческого сердца, к материальным
нуждам людей, чтобы на эти нужды отозваться. Есть русская пословица:
“Сытый голодного не разумеет”. Кто из нас может сказать, что он голоден
хоть в чем-то? И вот поэтому мы не понимаем нужд людей: нужд друг друга,
или нужд людей за пределами нашей общины.
Задумаемся же над этим! Бедность не
равнозначна лишенности; бедность означат свободу от порабощения иллюзии,
будто мы самобытны, будто мы творцы того, чем являемся и чем обладаем. И
это значит быть свободными от порабощения тому, что нам
дано,
чтобы стать соработниками Божиими, быть как
бы только управляющими над тем имуществом, которое Бог нам поручил.
Задумаемся поэтому: если мы научимся
этому, то мы одновременно научимся тому, что апостол Павел говорит: что
беден он или богат - он всё равно богат, потому что его богатство
заключается в любви Божией и в любви человеческой к нему. И тогда мы
сможем, обладаем ли мы земными благами или нет, быть от них свободными и
принадлежать Божиему Царству, которое есть Царство взаимной любви,
взаимной солидарности, сострадания друг другу, Царство свободы давать
друг другу то, что мы получили сами даром: как дар. Аминь. |