Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы привыкли думать о смерти как о трагедии, а о рождении
ребенка - как о радости, которая наполняет дом и выходит за собственные
пределы, и распространяется на тех, кто способен отозваться радостью на
радость благословенных родителей. И вот в Рождестве Христовом, в этом
празднике, который грядет на нас шаг за шагом и приносит нам начало
новой жизни, нового взаимоотношения с Богом, не только для нас, но для
обновления всего мира, всего сотворенного космоса, радость и трагичность
переплетаются.
Но Рождество Христово также трагично и потому, что
Христос вошел в мир, чтобы умереть. Каждый из нас рождается в мир из
небытия сначала просто в бытие, а затем, шаг за шагом, во все большую
глубину и простор жизни, до дня, когда будут преодолены все ограничения
этого тварного, а затем падшего мира, и мы войдем в бескрайность жизни,
которая есть любовь. Ибо, в конечном итоге, любовь это ничто иное, как
ликующая радость торжествующей жизни, победившей все и способной поэтому
отдаться, отдаться без остатка. А Христос пришел из самой полноты
Божества, той полноты, о которой мы и помыслить не можем и которая есть
любовь, которая есть вечность. И пришел Он в этот мир с тем, чтобы
умереть, тогда как мы приходим в него для того, чтобы жить.
Он пришел для того, чтобы мы были спасены: спасены от
нашей разобщенности от Бога, потому что мы сами неспособны достичь до
Него, неспособны преодолеть ту непроходимую пропасть, которую
человеческий грех проложил между Богом и человечеством, и отделены от
Бога нашим безразличием, тем, что мы привыкли к собственной
обезбоженности, одиночеству, и хотя бьемся, боремся и надеемся, но под
конец изнемогаем и оканчиваем жизнь смертью; так часто после жизни,
бессмысленной в глазах многих, а то и в наших собственных, сходим в
обессмысленную могилу.
Христос пришел, потому что мы не могли достичь до Бога.
Бог пришел к нам, Он понес ответственность не только за Свой первичный
акт творения вселенной и нас самих, зная, что это Ему будет стоить, зная
и как мы поступим. Но Он взял ответственность за нашу неверность, за то,
что мы изменили своему призванию, изменили Ему, изменили друг другу и
всей сотворенной вселенной.
Своим приходом Он явил бескрайнюю заботу Божией любви к
нам. Он не Творец, Который навязал нам существование, а затем наблюдает
невзгоды нашей жизни, чтобы в какой-то день поставить нас на суд. Он -
Творец, Который открыл перед нами путь в жизнь, путь к любви, путь к
победе. Он приходит к нам и открывается таким, каким мы Его и помыслить
не могли: Он принимает образ раба, Он подлинно становится одним из нас.
Его тело подобно нашему, и Его ум, и сердце, Он - один из нас во всем,
кроме того, что Он также и Бог, и Божеством пронизан Его ум, и сердце, и
тело, и вся Его природа. И открывая нам Себя в плоти Своей, Кто Он есть,
Он открывает нам о Боге нечто, чего мы и вообразить себе не могли: Бога,
Который ради любви готов отдать нам Себя неограниченно. Вы можете
сделать со Мной, что захотите, - Я не перестану вас любить. Вы можете
надругаться надо Мной, вы можете отречься от Меня, вы можете замучить
Меня, можете предать Меня, можете отвергнуть Меня, можете оплевать Меня,
можете распять и убить Меня - Моя любовь не поколеблется. Вольной волей
Я становлюсь уязвимым, беспомощным, чтобы вы узнали, что такое Божия
любовь - и всякая любовь: отдача себя, отдача до конца, без горечи, без
отказа...
Вот что означает рождение Христа, вот что оно говорит
нам, и слово это сугубо верно. Он рождается в смерть, Он рождается на
страдание, Он рождается в ограничения тварного и падшего мира для того,
чтобы мы поверили в Божественную любовь. А чего ожидает Он от нас? -
Понимания! Останемся ли мы слепы к Богу, так Себя нам открывшему?
Останемся ли мы слепы и к тому человеческому величию, которое Он нам в
Себе открыл: потому что ум и сердце, тело и воля воплощенного Сына Божия
были подлинно человеческими. Человечество Его было пронизано Божеством,
но оно не перестало быть подлинным человечеством. Не значит ли это, что
все мы - каждый из нас - сотворены так, что мы можем быть не только
духоносными, но и Богоносными? Мы можем быть пронизаны Самим Божеством,
соединяясь с Тем Богом, Который соединил Себя с нами.
Вдумаемся же в то величие, к которому мы призваны и
которое не только обещано или провозглашено нам, но открыто, раскрыто,
явлено в личности Господа Иисуса Христа. Задумаемся также об этом
рождении в смерть Бессмертного, об этой отдаче Себя, и поставим перед
собой вопрос: как мы отзываемся? На что мы обрекаем себя самих,
отрекаясь от своего первородства? И как мы поступаем с Богом, Который
стал человеком для того, чтобы мы, по древнему присловью, стали богами?
Будем радоваться с трепетом, с благоговением, будем
радоваться, но получим также и вдохновение от этого дивного чуда,
которое тогда совершилось и продолжает совершаться теперь среди нас.
Аминь.
|