Во имя Отца и Сына Святого Духа.
Мы сегодня вечером вступаем
полностью в Великий Пост. Все прошлые недели были временем,
когда мы должны были погрузиться в себя, произвести над собой
внимательный, строгий, очищающий суд. А теперь мы вступаем во
время, когда шаг за шагом мы должны следовать за Христом,
сначала в Страстные дни и на Голгофу, на Распятие, а затем
приобщиться, сколько каждый сумеет, сколько каждому будет Богом
дано, к радости и чуду Воскресения. А затем выйти в мир, как
апостолы вышли, для того чтобы
принести миру, в котором мы живем, радость и спасение.
Но сегодня мы вступаем в Великий
пост дверью покаяния. Мы молимся о том, чтобы Господь простил
нам грехи наши так же, как мы прощаем тем, которых мы считаем
своими должниками, и, с другой стороны, чтобы они нас простили.
Когда мы думаем о прощении, мы
думаем о том, что виноватый должен признать свою вину и будет
прощен, то есть что всё будет забыто, что прошлого не будет, что
наступит время, где всё новое. Но это далеко не так, потому что
мы все знаем, что даже когда мы искренне покаялись, когда сердце
наше разрывалось от скорби о нашей греховности, — даже тогда эта
греховность наша не изжита, и грехи
наши всё еще на нас тяготеют.
И когда мы просим прощения у
другого, мы должны знать, что он это знает, и когда кто-то
просит прощения у нас, мы должны
знать, что и он не свободен, но что он имеет решимость, а может
быть, только желание, а может быть, только мечту о том, чтобы
стать новым человеком. И тогда прощение не заключается в
том, чтобы всё было изглажено, а заключается в том, что мы
человеку говорим и от человека ожидаем тех же слов: «Ты еще не
свободен от своего прошлого, но я в тебя верю, я верю, как Бог в
тебя верит, до последнего дня твоей жизни я буду верить в
возможность для тебя стать новой тварью; и прошу и тебя —
взгляни на меня! Я перед тобой виноват, и не только перед тобой,
— перед сонмом людей я виноват; и я молю всех: братья, сестры,
дети, отцы и матери — не теряйте надежды, не теряйте веры в
возможность и мне покаяться и начать новую жизнь».
Вот о чем мы будем просить
сейчас Христа Спасителя, и Божию Матерь, и святых, имена которых
мы носим, и святых, которые нам дороги, и ангела нашего
хранителя, и друг друга: «Прости!» Это значит: не теряй надежды!
Не теряй веры в возможность моего исправления. И тут
вспоминается слово святого апостола Павла, который говорит:
«Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов».
Будьте готовы нести на своих плечах
чужую греховность, чужую слабость, всё то, что его удручает,
ломает, калечит, уродует; каждому из нас велено это нести вместе
с другим и ради другого в надежде, что найдется хоть один
человек, который за нас и вместе с нами понесет нашу греховную
ношу.
Подумаем об этом. Подумаем о
всех тех, перед которыми мы так или иначе виноваты,
и,
если это возможно, подойдем к ним и
скажем: я перед тобой виноват! Я еще не изменился, или: не
изменилась, я всё еще такой и такая, какой был, но я имею волю,
желание, мечту стать другим человеком. Понеси со мной эту ношу
терпением, верой, надеждой, а если можешь — даже любовью. А
любовь — подвиг великий; любовь не заключается в ласковых
чувствах; любовь заключается в том, чтобы человек свою душу,
свой покой, свою радость отдал бы другому ради его спасения.
Вот мы сейчас будем просить
прощение у Христа, у Матери Божией, будем просить прощение друг
у друга. Будем так, всерьёз просить прощение и возьмем вместе
тяготу каждого из нас и всех нас вместе взятых.
Я говорил долго, но хочу еще
одно прибавить, и я всё это говорю из глубины моей души. Я перед
всеми вами, перед каждым из вас, перед каждой из вас безнадежно
виноват. Я обманул все надежды, я оказался неверен и Богу, и
Церкви, и людям — и я прошу вас: потерпите! Помолитесь о том,
чтобы и мне покаяться. Я это говорю не ради проповеди, не ради
красного словца, я говорю это из раздирающей боли души: перед
каждым из вас, кто здесь, перед всеми, кого здесь нет, живыми и
теперь усопшими я виноват и заслуживаю полное осуждение.
В Евангелии есть слово, о том,
что от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься. То,
что я проповедую, то, что я пишу, то, что я говорю, является
правдой, и каждое это слово — мое осуждение: так ты знал, и так
ты не жил... Помогите мне, понесите
молитвенно и мою тяжелую тяготу. И будем друг ко другу
относиться именно так: надеяться на всё, верить в возможность
всего, поддерживать друг друга. И тогда рано или поздно
самое, может быть, каменное сердце треснет, самая, может быть,
оледенелая душа растает, самая, может быть, уродливая жизнь
измениться — не молитвами одними, а тем, что другие не
отреклись, не отвернулись, не сказали: ты нам чужой, ты нам
осквернение, ты оскорбление Христу, ты поругание Евангелия...
Друг друга тяготы носите…
Станем носить друг друга тяготы, и исполним этим закон Христов.
Аминь. |