Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
По мере нашей веры, по мере открытости наших
сердец, Господь разно нас призывает. В глубине ночи, из сна был
вызван Авраам. Его Господь вызвал по имени, и Авраам отозвался,
и Господь ему велел: Выйди из земли своей, оставь свое сродство,
отвернись от своих богов, пойди туда, куда Я тебя поведу... — и
Авраам встал и пошел, и он остался в истории и в опыте всего
человечества как подлинный образ безусловной, совершенной веры.
Не так были призваны апостолы. Мы сегодня читали
о том, как проходя мимо них у моря Тивериадского, Господь их
позвал, и они встали и пошли, — но это не была их первая встреча.
До этого, на берегу Иордана реки они встретили Христа. Помните,
как они услышали свидетельство святого Крестителя Иоанна: Это
Агнец Божий, Который подъемлет на Себя крест мира, грех мира,
тяжесть мира... И два его собственных ученика, тот, который
впоследствии стал Иоанном Богословом, и Андрей Первозванный
оставили своего учителя по его собственному свидетельству и
пошли с Иисусом, пробыли целый день с Ним, и потом привели к
Нему каждый своего брата. Андрей привел Петра, Иоанн привел
Иакова и своих друзей Филиппа и Нафанаил. И вот при этой встрече
они что-то прозрели такое большое, что было выражено Нафанаилом
в его исповедании: Ты Сын Божий… Но сразу Христос их за Собой не
увлекает. Он их отсылает обратно домой, и Сам уходит в пустыню
на сорокадневный пост и искушение, и только после каких-нибудь
двух месяцев Он снова их встречает. За это время первый восторг,
который их охватил, успел остыть. Первые потрясающие впечатления
улеглись, они успели подумать, пережить, прийти в себя,
вернуться к самому обыденному, что у них было на земле: ремесло,
дом, семья, обычное окружение. И когда они занялись только самым
обычным, когда воспоминание об Иисусе, встреченном в Иудее,
осталось у них в сердцах, а жизнь продолжала идти своим чередом,
Спаситель снова прошел мимо них, и теперь уже не предлагая
ничего, Он повелел: Идите за Иной! — и они оставили всё и пошли.
Бывает и в нашей жизни, что в какой-то момент мы
услышим ясный голос Божий, который нас зовет по имени, и тогда
мы можем встать и пойти. Бывает так, что мы встретим в жизни,
коснемся края встречи со Христом, глубоко потрясены бываем тем,
что пережили, готовы были в тот момент на любой подвиг, но
Спаситель знает, что ни на какой подвиг от восторга нашего мы не
способны. Пройдет порыв, восторг, вернемся мы на старое и
остынем. И нас Господь Сам отсылает обратно в жизнь, обратно в
семью, обратно к обычным нашим занятиям, обратно ко всему, что
раньше существовало без Него в нашем сознании. Но посылает Он
нас обратно со знанием, что мы встретили Живого Бога. Это бывает
после молитвы, после причащения или в какой-нибудь непостижимый
момент, когда нас коснется жизнь. И в какое-то время Он пройдет
мимо нас и скажет: А теперь брось, пора за Мной идти...
Готовы ли мы на это? Сколько раз мы все, каждый
из нас и все вместе мы молились, и глубоко доходила до нас
благодать и слово молитвы, и зажигались сердца, и утихали
страсти, и ум делался ясным, и воля в сильном порыве хотела
только добра! Сколько раз?! Сколько раз это бывало при чтении
Евангелия, после причащения Святых Даров, после того, как мы
что-то сделали достойное себя и достойное Бога, достойное любви…
И снова засыпаем, коснеем. Слышим ли мы слова Божии, говорящие:
А теперь пора! — или станем дожидаться момента, когда всё у нас
будет отнято: болезнью, смертью надвигающейся, страшными
обстоятельствами жизни, чтобы вспомнить, что кроме Бога не
остается ничего, в конечном итоге, никакого человека около нас?
И сейчас сколько вокруг нас людей — а есть ли человек?
Вот подумаем об этом, не только в том смысле,
что около меня может кого-нибудь не быть, а поставим себе вопрос
так: А я — человек ли по отношению к тому, кто рядом со мной?
Слышу ли я Господа, говорящего: Иди ко Мне, помоги, напитай,
утешь, дай стакан студеной воды, утешь словом? — Вот вопрос,
который перед нами стоит. Господь говорит раз, говорит и два, а
придет время, когда Он перестанет говорить, когда мы станем
перед Ним и Он будет молчать, и мы будем молчать, объятые той же
печалью: Прошло время, поздно... Неужели мы дадим времени нам
сказать: «Поздно!»? Апостол Павел нам говорит: Дорожите временем,
не лукавствуйте, спешите творить добро, спешите жить вечностью...
Услышим этот призыв и начнем жить! Аминь.