Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хочу сказать несколько слов о том послании
апостола Павла, которое мы слышали перед чтением Евангелия.
Сколько в нем строгого предупреждения и, вместе с этим,
укрепляющей нас надежды! Апостол Павел нам говорит о том,
что мы все строим на основании твердом, несокрушимом,
неколеблющемся. Все мы слышали Божие слово, — слово, которое
животворит, слово, которое созидает, слово, которое делает
нас и всю тварь новой. И на основании этого слова,
вдохновленные им, мы начинаем строить жизнь. Одни из нас
строят свою жизнь на основании слова Христова из
несокрушимого камня. Другие строят из золота и из серебра —
нержавеющих, которые навек останутся чистыми и совершенными.
Еще другие не находят в себе мужества быть строителями
навсегда: на время строят, а потом не хватает духа. Кладут
некоторое основание, а завершают свое дело постройкой из
дерева, порой, из соломы, т. е. из того, что не устоит ни
против землетрясения — а землетрясения можем мы себе
представить в виде потрясений истории, — ни против ржавчины,
т. е. всего зла, которое въедается в наши сердца, в наши
умы, в нашу волю, в нашу плоть, в нашу жизнь.
Те, кто строит из дерева, строят, как будто,
нечто верное: пока оно стоит — это здание. Те, кто строит из
соломы, тоже думают: хоть укрыться от непогоды! Ведь они
считают, что основание у них — Христос. Но приходит время
суда, приходит волна морская, о которой сегодня говорится в
Евангелии, буря, которая все может потопить; приходит огонь:
огненный Божий суд или страшный, пожирающий огонь
человеческой злобы, — и что тогда остается от того здания,
которое мы строили не навсегда, не на вечность, а только
чтобы укрыться на время? Сгорает солома, горит и
испепеляется дерево; что же с нами тогда будет? И вот тут
апостол Павел нам говорит слово надежды: дело — сгорит, но
человек — спасется. Сгорит то, что он делал непрочного, что
не было сделано с такой крепостью, с которой строят
апостолы, пророки, святые подвижники. Но однако, если от
ужаса того, что мы сотворили, и от ужаса о том, чего мы не
сделали, мы возопием Господу: Господи, спаси! — то и нас
спасет Господь.
К этому так прямо относятся слова, которые
сказал апостол Петр, и события, описанные в Евангелии.
Ученики на ладье, на деревянном легком судне отправились
через море. Море казалось тихим, спокойным, а ночью
разразилась буря, поднялись волны, ветер стал гнать воду в
их ладью, и они почувствовали, что погибают.
И в этот момент, перед ними, в сердцевине
этой бури стал Христос: не где-то на берегу, в верном месте,
но именно в том месте, где вся сила бури сосредоточилась. Он
встал, не подверженный бурям, победитель бури, если только
Он захочет ей приказать. Как в другом случае Евангелия Он
сказал волнам и морю: Успокойся! — и буря перестала.
Но апостолы не могли поверить, что Бог может
быть в самой сердцевине той бури, которая их так испугала, и
которая может их разрушить, погубить навсегда, навсегда — т.
е. во времени, в истории. И они подумали, что это призрак,
что это не может быть Он, что где Бог, там должен быть не
только покой, но для них самих безопасность.
И Христос обратился к ним со словом: Это Я!
Не бойтесь! Петр поверил звуку Его голоса и попросил, чтобы
Христос ему повелел по волнам , по буре, через бурю, ветры и
волны прийти к Нему, и Христос сказал: Иди!.. И пока человек
— Петр — глядел только на Спасителя, Вседержителя Христа, он
мог идти по волнам; он мог пройти через бурю, — через бурю,
которую представляет собой и история, и жизнь каждого
человека. Но вдруг он загляделся на бурю, он потерял из виду
Бога — и начал тонуть. И тогда он закричал: Господи!
Спаси!.. И Господь протянул руку, и спас его, но прибавил:
Маловер! На мгновение ты поверил — а потом твоя вера была
поглощена страхом за себя. Забудь о себе и стань Моим
учеником! Возьми крест, последуй за Мной, куда бы Я ни
пошел.
Вот чему нас учит сегодняшнее чтение
апостольского Послания и, отчасти, потому что я не всё
развил — евангельское чтение. Аминь!