Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Бывают в духовной жизни, но даже и в самой простой
человеческой жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что
хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда
ничего другого не случалось. Так произошло с Апостолами, которых Христос
с Собой взял на гору Преображения. Это выразил апостол Петр, когда
сказал: Господи! Нам здесь хорошо! Построим три кущи — Тебе одну, Моисею
одну, одну Илии, и останемся здесь, осиянные этим невещественным,
Божественным светом, окутанные этим дивным покоем... Ни Петр, ни другие
апостолы не заметили того, о чем потом сами же и поведали другим: что
Христос преобразился, — т.е. явился в сиянии вечной славы — в момент,
когда Моисей и Илия говорили с Ним о грядущем Его восходе в Иерусалим и
распятии.
Здесь, как в стольких местах Нового Завета, мы видим,
что, как и мы, апостолы способны уловить светлое, дивное, и так часто
пройти мимо того, чего Христу это стоит. Святой Серафим Саровский,
говоря с одним из своих посетителей, сказал ему: «Проси у Бога именем
Христа то, что тебе нужно, но помни: какой ценой Христос получил власть
тебе это даровать». Этим он хотел сказать: не проси ни о чем, что
недостойно Божией крестной любви, смерти, распятия Спасителя Христа.
Как и Апостолам, в моменты самые светлые нам хотелось
бы, чтобы время остановилось и чтобы нам пребыть навсегда — в чем? В
забытье! Как бы нам навсегда забыть, что в нашей жизни и в жизни других
людей порой происходит страшное: бывает одиночество, бывает болезнь,
бывает страх, бывают ужасы всякого рода. Хотелось бы войти в тот дивный
покой преображенного мира, которого мы все ожидаем, но который еще не
явлен, еще не стал действительностью. Мы должны в него верить, мы порой
имеем возможность его пережить с большой, преображающей нас глубиной, но
мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы мы
пронесли в темный, скорбный, холодный мир это сияние преображения.
Моисей на Синайской горе стоял перед Богом, озаренный
Божией славой, и настолько приобщился к ней, что, когда он спустился с
горы, люди не могли вынести сияние его лица. Вот какими мы должны быть,
когда переживём земное или небесное чудо, чудо преображения. И то, что
случилось с Апостолами, то, что случилось с Моисеем, должно случиться и
с нами: Моисей не остался на горе Синайской в созерцании, говоря с
Богом, как друг говорит с другом. Апостолам не было дано остаться на
этой дивной горе Преображения, Христос им сказал: пойдем отсюда.
И пришли они в долину, на равнину палестинскую, и
застали там неизбывное горе отца о том, что неисцельная болезнь поразила
ребенка, и еще, может быть, более скорбный ужас о том, что и ученики
Христовы, к которым обращался отец, не смогли ему помочь. Помог только
Христос, Он исцелил ребенка. И когда ученики спросили Его: почему мы не
могли этого сделать? — Он им сказал: этот род изгоняется только молитвой
и постом.
По временам нам дается это переживание преображенного
мира, переживание чего-то дивного, Божественного, вошедшего в жизнь.
Переживание это мы должны сохранить, как самое драгоценное, и войти в
мир для того, чтобы этим поделиться. А поделиться этим мы сможем, только
если возьмем на себя подвиг поста и молитвы: не только вещественного,
физического поста, но воздержания от всего, что центром своим имеет нас
самих, воздержания от всякого себялюбия, всякого эгоизма, всякой
жадности душевной или духовной, а не только телесной, от желания всякого
обладания. А это мы можем осуществить, только если будем молиться. И
опять же: не только произносить молитвенные слова, не только себя
заставлять войти в мысль и дух святых, но всеми силами стремиться к
тому, чтобы в тусклом, темном, осиротелом мире оставаться в общении с
Живым Богом, Который есть свет, радость и жизнь.
Подумаем о Преображении Подумаем о нашем опыте
преображенного мира, о тех мгновениях или периодах, когда всё внутри нас
и вокруг было озарено действительно Божественным светом. И с этим светом
пойдем к каждому человеку, во все обстоятельства жизни, и принесем туда
свет Христов. Аминь.
|