3-я международная конференция, посвященная наследию
митрополита Антония Сурожского
Вероника Лосская
Владыка Антоний. Воспоминания юности
В первую очередь я
должна попросить прощения: дело в том, что два года назад я
уже делилась в Лондоне своими юношескими
рассказами о Владыке. Теперь уже многим известны и
воспоминания о нем, и его труды, а
ввиду того, что сам он мало
писал о себе или
записывал свои высказывания,
неизбежны повторы и одинаковые рассказы с многочисленными
вариантами. Так складывается история о живых людях.
Кроме того, многочисленные конференции касаются его
духовного наследия и передают его мысли,
касающиеся
нравственности, христианской
жизни или
его основные
богословские установки.
А мои рассказы относятся к периоду жизни Владыки во
Франции, когда я была еще гимназисткой, поэтому мой рассказ
сугубо субъективный, это тоже не
очень правильно. Я
могу говорить только о
своих конкретных встречах и об общении с ним.
Мне посчастливилось быть одной
из тех, кто хорошо его знал: я
часто с ним встречалась в детстве,
помню некоторые моменты его
выступлений, исповеди,
службы и проповеди или просто отдельные высказывания.
Поэтому те воспоминания,
которые я здесь
привожу, абсолютно
личные.
Поэтому я здесь и расскажу о
нем из первых моих гимназических воспоминаний.
Одно из них относится
к годам второй мировой войны,
моему детству, во время
его юности.
Мне было, видимо,
двенадцать или тринадцать лет,
я была ученицей Русской
Гимназии в Париже. Владыка был еще Андреем
Борисовичем Блум, или Додиком, как его тогда все
называли, следуя примеру его
матери. Я была внучкой
священника отца Михаила Бельского, основавшего православный
приход Божьей Матери всех Скорбящих радости и святой
Женевьевы в Париже в 1936 году. Андрей Борисович был тогда
прихожанином нашего прихода, духовным сыном деда и тайным
монахом, но обо всем этом я узнала потом, когда он уже начал
ходить к родителям в гости. Помню
только, что он часто приходил к
нам: мы жили в ужасных трущобах на третьем этаже
старого дома, без воды и без
удобств, над
бедным помещением церкви деда,
которое находилось внизу
во дворе. Додик приходил к
деду, к родителям, а потом, уже став
врачом,
он всех
нас лечил.
Помню,
например,
что когда кто-нибудь болел, он
часто повторял, что не надо огорчаться, если он даже
умрет, так как смерть это
встреча с Господом Богом, поэтому ей надо только
радоваться: а это было не
всегда во вкусах моей семьи!
В это время, я помню Владыку
в русской Гимназии, основанной для обучение дeтей
русских беженцев где-то в двадцатые годы и просуществовавшей
до начала шестидесятых прошлого века, в красивом особняке
одного парижского предместия, в
Булони. Владыка, будучи
тогда студентом, как-то был назначен преподавателем
гимнастики, затем и математики
и наконец классным наставником того класса,
в котором я училась, по
нашей системе должно быть
в третьем или четвертом. Потом он стал вдохновителем «кружков»
по чтению Евангелия, но это случилось, когда я уже была
студенткой.
В гимназии классный наставник, или надзиратель занимался
нами во время перемен, например, особенно длинной,
замечательной, послеобеденной, следил за посещаемостью, за
порядком и, главное, за нашими «бальниками».
Я его любила, он мне казался справедливым, для меня это было
важнее всего, с ним не было никакой возни, никаких историй «взрослых»
или скандалов. Я тогда была строптивой ученицей: училась я
нормально по всем предметам, кроме географии, с отличием,
что создало мне определенную репутацию «умницы»,
но вот с поведением была беда, я с трудом дотягивала до 16,
по нашей 18 бальной системе.
Так вот, с Андреем Борисовичем Блум у меня был такой
случай, совсем не в мою, а в его честь, именно когда он был
нашим классным наставником. Раздавались бальники трети, не
помню уж какой и в каком классе. Я уже привыкла, что мои
отметки в бальнике за треть всегда хорошие, первая я, вторая
или третья ученица – неважно, все шло, как обычно, даже с
поведением дотягивала, иногда было только устное или даже
письменное замечание, но это не в счет. В тот день я слушала
с некоторым равнодушием, как Андрей Борисович комментировал
наши успехи, и вдруг он говорит: « А
вот есть такой случай, например: одна ученица была в первую
треть (мальчики не в счет, редко кто был шестым, восьмым не
лучше) первая, или вторая, а теперь десятая!» и смотрит на
меня в упор. Я думаю – причем тут я? а он продолжает «что
десятая – это не беда, хуже
не то, что ты, Вероника Бельская – десятая, а не первая или
третья, а то, что твой средний бал по учению резко
снизился». Тут до меня дошла вся серьезность положения и,
все еще повторяя в уме его слова, чтобы допонять, я встала с
места и взяла в руки этот протянутый мне злополучный бальник,
расплакалась и в слезах ушла в глубину класса. Там я долго
ревела, все то время, пока Андрей Борисович раздавал
бальники всем остальным ученикам. В свой я даже не
посмотрела, он лежал закрытый на парте. Зазвонили на
перемену десятичасовую. Все выбежали в сад. Я осталась
сидеть за партой: я была сердита на себя и на весь мир за
то, что я не первая и не вторая. Андрей Борисович подошел,
взял с парты мой бальник, подсел ко мне и спросил: «А
почему ты плачешь?» - «А
вы бы не плакали на моем месте?» Он ответил: «Ну, это
зависит». Он не ругал меня, он объяснял, что дело не в
поведении, не в том, что я не первая и не вторая, а в
чем-то, что гораздо хуже, что у меня по всем предметам все
ниже, только вокруг среднего бала! Мы так поговорили всю эту
перемену, а во время следующих уроков я продолжала реветь,
но призадумалась: в обеденный перерыв Андрей Борисович опять
ко мне подошел, я с ним не хотела говорить, но он взял в
руки бальник и стал, одну за другой, перебирать все мои
отметки. даже по поведению было 12 , а это было очень
стыдно, надо было до 14 , как минимум. Он говорил: «это от
лени, это от неаккуратности, это от нерадивости . . .» Слезы
лились все сильнее, и тогда он стал мне что-то втолковывать
непонятное, о причинах моих слез. Я только гораздо позднее
вспомнила формулу: «уязвленное
самолюбие». Он меня так сложно утешил, что я наконец совсем
перестала плакать и, к концу дня, повеселевшая, вернулась
домой. Я даже не помню скандала дома. Видимо, я что-то от
этого урока запомнила и сумела домашним объяснить. И что-то
я решила, для себя новое, но что, теперь не помню. Дело в
том, что я не помню никаких его слов, не помню, как он
умудрился меня утешить, я тогда поняла только один его урок.
А именно: важно не то, что со мной случается, а важно то,
как я это воспринимаю! И я думала тогда, что Андрей
Борисович - единственный человек в мире, который знает эту
правду, и как он здорово и справедливо поступил, что мне о
ней рассказал, и какой он вообще умный, что такую правду
знает! а с семьей я обсуждала в тот день свой бальник так,
как он меня научил, победа была за мной и потом, когда он
был у нас, мы только обменялись взглядами: «я
знаю, что ты знаешь», и я была ему благодарна, что он со
мной поделился этой своей правдой.
А вообще, Андрей Борисович был удивительно справедливым
и, для меня, важно было то, что с ним я все понимала по
геометрии и даже чуточку полюбила гимнастику. Он одно время
преподавал и то и другое, но это было уже потом, после моей
бытности десятой ученицей.
Некоторое время спустя, я стала неуклюжим подростком и я
вспоминаю мои прогулки с ним в парижском районе святой
Женевьевы (есть такая статуя на одном мосту через реку Сену,
в четвертом округе). Он жил тогда в этом месте с матерью и
бабушкой и там открыл свой докторский кабинет. Прогулки были
рано утром, должно быть весной, мы тогда жили поблизости. из
наших разговоров, я ничего не помню, кроме чувства
серьезности бесед и радости общения со взрослым человеком,
который со мною говорит «по-взрослому»
Однажды он меня спросил: «А
ты не хочешь прийти в наш 'кружок', где ты сможешь всех
спрашивать о том, что тебя интересует?» Для меня это тоже
было новостью: вокруг меня семья состояла из одних взрослых,
шесть человек, которые моими заботами не интересовались и
которые, как мне тогда казалось, меня ни в грош не ставили.
И я пошла на одно собрание 'кружка'. В тот год общая тема
была «Новый завет»,
первое собрание проходило в пятнадцатом округе , неподалеку
от Храма Трех Святителей, а следующие в его медицинском
кабинете, на улице Острова Святого Людовика номер 10. И во
время второго собрания случилось что-то для меня ужасное. Я
сидела молча, было человек десять–пятнадцать
подростков, мальчики и девочки, и к концу беседы Додик
сказал: «В следущий раз мы будем изучать Евангелие от Матфея
и я попрошу кого-нибудь из вас сравнить две противоречивые
фразы Христа. В тексте говорится о мире, который Христос дал
нам, о любви друг ко другу, а в другом месте о мече, который
Он принес, вместо мира». Я молча слушала, но он вдруг
обратился ко мне и сказал: «Вероника, ты можешь нам
объяснить, что ты думаешь об этом видимом противоречии?» Я
согласилась, хотя была в полной панике!
Я не знала, что делать, конечно, эти тексты я слышала в
церкви, но слушала не особенно внимательно, тем более если
говорил проповедь дед. Я очень в тот раз испугалась и пошла
к Магдалине Исааковне Лосской, нашей псаломщице, которая
пела сопрано в хоре нашего прихода: она была мне другом.
Потом она стала моей свекровью: я вышла замуж за ее старшего
сына Николая, теперь протоиерея Николая Владимировича
Лосского. Она была из моих самых близких взрослых друзей,
кроме того весьма знающей (ведь она из еврейства в юношестве
крестилась!), она всегда мне в церкви объясняла то, что мне
было непонятно. Вот, думаю, она меня выручит! Но когда я ей
задала свой вопрос о Евангелии, она мне ответила странно: «Я
ничем не могу тебе помочь, тебе нужно подумать самой!» Я
тогда вспомнила, что мой дед написал книгу, под названием «Симфония»
и стала у него рыться, в поисках смыслов слов «меч»
и «мир». Всем известны
эти евангельские отсылки, но я тогда была первооткрывателем.
Я соединила все цитаты, литургическое «Мир
всем» и «слово Божье -
меч в моих устах». Помню только, что все это я рассказала в
следующий раз и 'кружок' прошел совсем благополучно.
——————————
Другие мои воспоминаня о Владыке Антонии относятся к
более позднему времени, когда он уже уехал в Англию. Он
долгое время оставался моим духовником, и я к нему приходила
каждый раз, когда он приезжал в Париж. Я не помню ничего о
его «духовном
руководстве», только запомнились на всю жизнь отдельные
высказывания. Например, он мне иногда говорил: «Ты
вовсе не обязана ходить в церковь, исповедоваться,
причащаться. Это твой свободный выбор. Но если ты не пойдешь
в церковь, это тем хуже для тебя, не для Бога!»
Я тогда пела в хоре, чувствовала обязанность ходить в
церковь, но знать что, благодаря деду, служба все равно
будет, даже без меня — вот это понимать было мне очень
важно!
У меня мама покончила с собой, и я очень тяжело
воспринимала ее смерть. Когда Владыка приехал из Англии, он
пришел ко мне. Первое, что он мне сказал, было: «Да,
все нормально, это закон природы. Но умерла твоя
мама, это ты, твое горе, а не закон природы!»
А когда я стала говорить о « грехе» самоубийства, он мне
возразил: « Мама очень мучилась, ей было тяжело жить, и
Господь ее отпустил !». И только теперь, снова рассказывая
об этом и повторяя слова Владыки, я поняла, что это значит:
Господь мою маму именно отпустил от жизни, то есть отпустил
ей этот «грех»! Владыка
в этом мне очень помог.
У меня был другой случай: мне было очень тяжело общаться
с одним человеком, который, вольно или невольно, мне
причинил много зла. Когда этот человек приходил к нам в
приход, я просто падала в обморок. Я помню, что как-то, в
один из проездов Владыки через Париж, я поехала в аэропорт
за ним и привезла его домой, чтобы поговорить с ним на эту
тему, между его двумя рейсами. Мы просидели в очень холодной
комнате три часа, проговорили все это время и я ничего не
помню из этой беседы. Ничего! А позже, как-то перед постом,
я написала Владыке письмо о том, как мне трудно в прощеное
воскресенье просить прощение у этого человека, простить
этому человеку все это зло. Он мне написал в ответ очень
жесткое письмо (я его получила именно к прощеному
воскресенью) в нем было сказано: « Мы не умеем прощать, мы
не знаем, что такое нанесенная рана, и даже когда мы просим
прощения, все равно рана остается, ее никак не забыть». Его
вывод был, что рана сама неизлечима, даже когда она
заживает, память о ней остается навсегда. И еще «Попроси
Господа Бога тебе простить. И тогда ты сможешь с этим
человеком встречаться»! Так со мной и случилось: в какой-то
момент этот человек приходил в церковь, а я от его
присутствия перестала падать в обморок, я даже смогла,
пересилив себя, с ним вежливо здороваться!
И в связи с этим помню один его совет: «От
зла держись подальше, если не можешь, уходи, знаешь, что
тебе не под силу - повернись спиной и исчезни !».
К сожаления, я не могу вспомнить уроков и наставлений
Владыки, только вот такие разрозненные воспоминания и
остались, хотя духовное наследие его очень велико. Я помню,
что он был лично мне и наставником, и братом, и другом. Одна
из наших последних встреч происходила в Лондоне: мы пришли с
о. Николаем и с младшим сыном на литургию и искали
священника: сын хотел исповедоваться. Вдруг из боковой двери
вышел Владыка Антоний, совсем сгорбившись. У него ведь была
больная спина! Он сразу нас троих узнал, обнял за плечи и
сказал: «Вот я теперь
весь согнутый, как святой Серафим». Потом, опираясь на нас,
он прошел в алтарь. А служил он потом, правда, с палкой, но
совсем прямой. И проповедовал на двух языках!
Как-то раз, еще девчонкой, я его спросила: «Владыка,
а что мы будем делать, когда ты умрешь?» (Он со всеми
близкими в зрелом возрасте переходил «на
ты») и он мне ответил: «Отслужите
панихиду, а потом приедете в Лондон меня хоронить» . Вот
точно так мы и сделали в августе 2003-го года.
Добавлю, что о нем теперь и вспоминаются слова святого
Серафима: «Радость моя!»
именно радость в скорби и на все случаи жизни он давал, как
бы говоря мне, и всем кого встречал: «Радость
моя!»
Париж, август 2011