3-я международная конференция, посвященная наследию
митрополита Антония Сурожского
Литвинцева Кристина Викторовна
Лексический анализ многозначности и синкретичности слова церковь в текстах проповедей митр. Антония (Блума)
«Слова-то люди часто и понимают, но то, что
они значат,
то переживание, которое вложено было в них
изначально
написавшими эти слова, ускользает от людей»
Митр. Антоний (Блум)
О богослужении и стиле христианской жизни.
Данный доклад посвящен лингвистическому
анализу значения слова
церковь в текстах
проповедей митр. Антония
Сурожского (Блума). Эта
задача разбивается на две части. С одной стороны,
попытка описать многозначность
этого слова и предложить для него толкование. Дело в
том, что имеющиеся в доступе современного читателя
классические толковые словари [Ушаков, Ожегов, Ефремова]
отражают взгляд на значение
слова, дозволенный в советский период, то есть, на самом
деле, описывают только светские значения, но теряют из виду
значение, основное для верующего человека. С другой стороны,
будучи непревзойденным мастером миссионерского слова, митр.
Антоний действенно пользовался
лингвистической спецификой
слов, в частности, их многозначностью. Поэтому
интересно исследовать, как раскрывается значение данного
слова митрополитом Антонием. Рассмотреть
с этой точки зрения то, как
употребляется в его проповедях слово церковь –
это вторая задача нашей работы.
Суммируя толкования, предлагаемые
перечисленными словарями,
можно выделить следующие два значения исследуемого слова
(обозначим их здесь краткими ярлыками): 1. «Религиозная
организация» и 2. «Здание». Причем значение «здание» часто
стоит на первом месте. В текстах митр. Антония есть много
употреблений слова, явно не вписывающихся в рамки двух
приведенных значений, а значение «здание» по сравнению с
другими появляется редко, то есть, далеко
не является основным.
Имея в виду безусловное владение архипастырем
соответствующей лексикой, используем его тексты для
корректирования имеющихся в словарях описаний значений.
С нашей точки зрения, правильно
выделить как минимум 4
значения слова церковь (предлагаем
здесь очень условные краткие толкования, приближенные к
ярлыкам, не претендующие пока
на статус словарных): 1.
«Богоустановленное вневременное
единство Бога и объединенных христианской верой
людей»; 2. «Какая-либо канонически организованная часть
Церкви (в знач. 1)»; 3. «Социально-территориальная
единица деления земной Церкви (в знач. 1)»;
4. «Здание храма».
Наличие и предлагаемое толкование
значения «вневременное единство» подтверждается следующими
примерами:
Мы же верим, что Церковь
― не как
социологическое явление, а как Тело Христово
― делает нас
причастниками Божественной природы. [митрополит
Антоний (Блум). Диалог об атеизме и последнем суде
(1985-1995)]
Кроме этого, благодаря тому, что
Христос присутствует в Церкви
полнотой Своего
человечества и полнотой Своего Божества,
Церковь соединена
неразлучно и с Богом Отцом, и со Святым Духом,
Который послан в неё и ей в день Пятидесятницы, и
присутствие Которого продолжает действовать в каждом
члене Церкви. [митрополит
Антоний (Блум). О таинствах (1995)]
Но и человечество присутствует в
Церкви в двух
видах: с одной стороны, совершенное человечество,
каким мы его видим во Христе, с другой стороны ―
несовершенное человечество, какое мы сами являем
лично как особи и все вместе. [митрополит
Антоний (Блум). О
таинствах (1995)]
Очевидно, что с христианской точки зрения
это значение является основным, а значение «здание храма»
второстепенным. Третье значение
– «социальная организация» – у митр. Антония практически не
встречается, мы выделяем его здесь потому, что именно оно
является основным при атеистическом взгляде на смысл этого
слова. Напротив, у митр. Антония есть примеры, в которых он
пытается отмежеваться от этого значения, см. в (1) «не
как социологическое явление».
Более того, в примерах, в
которых атеист усмотрел бы значение «социальная
организация», митр. Антоний практически всегда подразумевает
значение «вневременное единство». Ср.:
(4) И только в какой-то момент
император ― не
Церковь ― решил, что
браки будут совершаться Церковью, потому именно, что
это действие, которое выносит двух людей из узких рамок
государства в бесконечные просторы вечной жизни в Боге.
[митрополит Антоний (Блум).
«Берегитесь, братья мои, священники!» (1999)]
Как человеку, глубоко проникающему в
смысл слов, воспринимающему слово как богословие, митр.
Антонию свойственны синкретичные
употребления наиболее важных
слов христианства. Под синкретизмом
мы подразумеваем единовременное
совмещение двух и более значений в одном слове.
В речах митр. Антония, отраженных в НКРЯ,
слово церковь
зафиксировано более 1500 раз.
Приведем примеры того, в
каких значениях оно используется, включая синкретичные.
Представим это в таблице.
1 |
(5) Церковь
тогда делается тем, чем
она по существу является: телом Христовым, то есть
продолжением через тысячелетия и века воплощённого
присутствия Бога, плотью Сына Божия, предлагаемой
нам в Таинствах, и присутствием Святого Духа.
[митрополит Антоний (Блум).
О Церкви (1995)] |
|
2 |
(6) Мы
празднуем сегодня один из самых великих дней жизни
нашей родной Русской Церкви
― день, когда
вспоминаются все мученики, исповедники
современности, герои духа, все
те, кто на нашей земле
не только жизнь посвятил служению Богу, но остался
верен до смерти, жизнь и смерть отдал в Его славу.
[митрополит Антоний (Блум).
День новомучеников и исповедников Российских (2001)]
|
3 |
(7) На
Западе большей частью христианские Церкви
развода не принимают. [митрополит
Антоний (Блум). Вопросы брака и семьи (1985-1995)] |
4 |
(8) Он жил в одном из городов
России, был милый мальчик, ходил в церковь
каждое воскресенье и считался очень благочестивым
мальчонкой: приходил, крестился, становился посреди
церкви впереди и молился Богу. [митрополит
Антоний (Блум). Диалог об атеизме и последнем суде
(1985-1995)] |
Семантический синкретизм |
|
(9)
Православная вера, сколько возможно, совершенна, а
православные, кроме как в лице святых, далеко не
совершенны, ―
каждый может это сказать с большой болью о себе
самом, каждая община о себе самой, каждая Церковь
о себе самой. [митрополит
Антоний (Блум). «Я хочу поделиться с вами всем, что
накопилось...» (1998-1999)] (2 + 3)
(10) Мне надо к ним пойти, потому что только там
можно найти любовь, жизнь, радость, там каждый
человек верит в каждого, верит в добро, верит в
любовь, верит в будто невозможное― в то чудо,
которое делает грешника святым. Церковь―
единственное такое место. Неужели мы это место
должны для других закрыть? [митрополит
Антоний (Блум). О страхе Божием (1974)] (1+4) |
Итак, мы выявили, что значение слова
церковь недостаточно полно
раскрыто в словарях; в речи митр. Антония, напротив,
максимально полно отражаются, актуализируются значения
слова, нередко наблюдается синкретизм значений. Также
было отмечено, что основное значение слова — «Богоустановленное
вневременное единство Бога и объединенных христианской верой
людей», митр. Антоний определяет как «Церковь –
Богочеловеческое общество». И
это значение присутствует для митр. Антония, возможно, во
всех употреблениях, даже когда лексиколог счел бы это
значением «социальная организация» или «здание храма», чем и
объясняется регулярность синкретичных использований слова.
Источники
-
Ефремова — Ефремова Т. Ф. Современный
толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 3. Р-Я. М.:
АСТ, Астрель, 2006.
-
Ожегов — Ожегов С. И.,
Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000
слов и фразеологических
выражений / Российская академия наук. Институт
русского языка им. В. В. Виноградова.
— 4-е изд., дополненное. — М.:
Азбуковник, 1999.
-
НКРЯ — Национальный корпус русского
языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/
-
Ушаков — Толковый словарь
русского языка: В 4 т./ Под
ред. Д. Н. Ушакова.
— М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл.";
ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
Магистрантка
Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Москва, Россия
|
Электронная
библиотека
"Митрополит Сурожский Антоний"
Биография |
Избранные
творения |
Конференция
|
Новости |
Аудиозаписи
|