3-я международная конференция, посвященная наследию
митрополита Антония Сурожского
Ирина ф. Шлиппе
Единство церковной и мирской жизни
Митрополит Антоний очень часто
говорил о роли Церкви в обществе и об обязанностях,
которые накладывает на человека его принадлежность к
Церкви. Естественно, он имел в виду не формальное
членство в определенной организации под названием
"Церковь", не сотрудника этой организации, не
официального ее представителя. Владыка говорил о
человеке, который верует в Бога и который состоит
членом Церкви. Он говорил о личностях, свободно
вступивших на путь любви к Богу, в сообществе себе
подобных верующих, прославляющих Бога вместе, следуя
учению Христову.
Владыка говорил часто и о Церкви, как организации, о ее роли
в обществе, ее роли в жизни человека, в определении
отношений между людьми на всех уровнях. Он, разумеется.
помнил и об истории человечества, но его больше всего
интересовало настоящее время - как
часто он напоминал, что мы имеем свободу действия только в
настоящем - прошлое уже ушло, а будущее еще не наступило. Мы
используем прошлое, чтобы учиться и часто свои решения
определяем именно на опыте прошлого; мы можем (и скорее
всего должны) строить планы на будущее.
Все это так, - но для действия нам предоставлен только тот
момент, в котором мы живем вот сейчас - это касается как
отдельных людей, так и любой группы людей, любой
организации.
Каждый момент жизни - это момент решения, и это решение
должно приниматься сознательно. Для верующего человека
каждое решение, естественно, обусловлено его верой и его
личными отношениями с Богом - это очень страшные слова, так
как таким образом Страшный Суд Господень совершается над
нами ежеминутно. Я к этому еще вернусь.
Нужно сказать, что со мной - или в моем присутствии -
Владыка часто говорил о роли Церкви в обществе, о роли
мирянина в Церкви, о роли каждого церковного человека мире.
Почему? - В основном потому, что я познакомилась с ним не
столько как прихожанка, а в первую очередь как сотрудник
русской службы Бибиси. Я брала у него интервью для наших
еженедельных передач и советовалась насчет других программ и
выступлений. Для этих интервью нам обоим нужно было
готовиться, и поэтому мы постоянно заходили за пределы
частного, рутинного разговора на обсуждение животрепещущих
вопросов дня. Мы оба глубоко сопереживали
события , происходившие у нас на Родине, России. Наша
совместная радио-работа началась в начале шестидесятых
годов, мы познакомились незадолго до 22-го съезда КПСС, и
закончилась в 74-м году, когда я перешла на другую работу. К
тому времени Владыка привлек меня к
участию в основанной им Епархиальной Ассамблеи. Ее задачей
было помогать Владыке в епархиальных делах, и я в основном
занималась организационными делами. В 1990м году я создала в
Англии и России благотворительную организацию, и Владыка
Антоний принимал в этой работе живейшее участие, что в
основном определило и цели, и методику нашего Фонда Святого
Григория.
Иными словами, вопросы роли Церкви в мире, служения мирян в
Церкви, призвание мирянина как члена Церкви, живущего как в
миру, так и в церковной общине, возникали постоянно.
Самое яркое высказывание Владыки насчет роли
Церкви было сделано в радио-передаче, возникшей по моей
инициативе: на Крестопоклонной неделе 72го года Солженицын
написал открытое письмо Патриарху Пимену, призывая его
защитить русскую православную церковь от атеистического
государства, а не смиряться с гонениями. Он в частности
писал о детях, не допускавшихся к участию в церковной
жизни, о священниках, не допускавшихся к больным, о закрытии
храмов. Солженицын так закончил свое письмо:
... "Ни перед людьми, ни тем более на молитве не слукавим,
что внешние путы сильнее нашего духа. Не легче было и при
зарождении христианства, однако оно выстояло и расцвело. И
указало путь - жертву. Лишенный всяких материальных сил - в
жертве всегда одерживает победу. И такое же мученичество,
достойное первых веков, приняли многие наши священники и
единоверцы на нашей живой памяти. Но тогда – бросали львам,
сегодня же можно потерять только благополучие"
На Западе - и в частности в радиопередачах Бибиси - это
письмо обсуждалось очень активно, а наша Церковь молчала. В
Англии от Владыки ждали - если не ответа, то хотя бы
комментария, на что я ему, естественно, указывала - и он
согласился высказаться. Не в ответ Солженицыну, а по сути
дела. Это интервью насколько я знаю, опубликовано в
<<Трудах>> Владыки, но не дословно. Впоследствии он много
раз возвращался к этой теме, и его слова - не будучи связаны
с конкретной ситуацией - и сейчас остаются не только прямым
ответом на нынешние вопросы, но и руководством в жизни.
Митрополит Антоний сказал, что Церковь - уникальная
организация, созданная для единственной задачи: обеспечивать
связь человека с Богом и Бога - с человеком. У Церкви
монополия на эту задачу, и она не имеет права отвлекаться на
другие виды деятельности. Церковь, как организация, не имеет
права участвовать в государственных делах, в политике, в
коммерции, даже в благотворительности. Церковь должна
заниматься исключительно отношениями между Богом и людьми,
причем не с группами людей, а с отдельными личностями.
Главная трагедия православной церкви вызвана
тем, что она приняла решение императора
Константинопольского, когда тот ее почтил, и тем самым
возвысил и ввел в государственную власть.
Эту мысль - о трагедии византийщины - я слышала от Владыки
много раз, причем всё чаще в последние годы его жизни, в
выступлениях на разных форумах и на разных языках. Он
указывал, что православная церковь – не единственная,
поддавшаяся этому искушению, и призывал всех вернуться к
первоначальному состоянию христианства, к отречению от
мирской власти, от непосредственно мирской деятельности.
Однако - сказал он - это касается церкви, как организации,
но это налагает огромную ответственность на каждого члена
этой организации.
Господь ожидает от каждого человека, чтобы тот в полной
мере, как говорят сейчас, <<состоялся>> - чтобы он в полной
мере раскрыл и использовал свои личные возможности, причем
во славу Божию. Быть христианином - это быть самым хорошим
учителем, самым успешным бизнесменом, самой опрятной
санитаркой, самым добросовестным электриком... Исполнять
волю Божию, любить Бога, служить Богу - это не столько
молитва, сколько постоянная работа над собой в поиске всё
более тесного общения с Богом, постоянная борьба со злом
вокруг себя, постоянное внедрение добра. От себя добавлю,
что это также
единственный верный путь к приобретению подлинного уважения
среди людей, а отсюда и к приобретению влияния на общество -
в меру Богом данных возможностей.
Я всё это уже говорила на первой конференции, посвященной
наследию Митрополита Антония, но решила все же повторить и
расширить, ибо на той конференции я услышала от одного
местного докладчика ужаснувшее меня заявление: он описывал
бытие современного русского священника, который в храме
живет, как православный христианин, но за пределами храма
вынужден жить, как обыкновенный пост-советский гражданин,
попирая собственные убеждения (и учение Христово?) на каждом
шагу. Поэтому - сказал коллега - единственное стабильное
состояние для российского священника - это шизофрения.
Раздвоение личности,
превращение человека в две на независимые друг от друга
личности.
Всю жизнь я провела за пределами России, но в русской
православной церкви - и всю жизнь меня учили словом и делом,
что личность должна быть единой, что нельзя быть одним
человеком в миру, и другим – в церкви или в кругу близких.
От нас, православных христиан заграницей, наши церковные
учителя ожидали, что мы и в миру будем действовать так,
будто мы в храме. Это называлось мудреным словом
"оцерковление
жизни."
В общем, слова Владыки о долге каждого члена организации,
называющейся "Церковь", описывают именно оцерковление
жизни - живи во славу Божию и делай свое дело так, будто ты
его делаешь для Бога. И помни при этом, что Бог от тебя
ожидает полной отдачи, раскрытия всех твоих угодных Ему
возможностей. Это сознание должно помочь бороться с
робостью, с ленью, с ужасом перед трудностями и опасностью.
Нужно сказать, что такой образ жизни не гарантирует ни
богатства, ни влияния, ни славы, ни широкого круга
интересных знакомых, ни даже счастья и душевного покоя. Он,
однако, приносит много радости и больше душевного покоя, чем
какой бы то ни было иной.
Когда я начинала благотворительную работу в России - еще при
советской власти - передо мной был, грубо говоря, выбор двух
путей: во-первых, у нас были знакомые и связи по обе стороны
границы, а в России жаждали западных связей, так что я могла
попасть сразу на достаточно высокопоставленных деятелей и
приняться за масштабную деятельность.
Вот в 91-м году я стала советником Смольного по гуманитарной
помощи и связями с заграницей. Во-вторых, у нас были связи и
среди людей бедствующих, инвалидов, многодетных семей. даже
заключенных - им мы уже раньше помогали посылками.
Что выбрать? Я обратилась к Владыке.
Он сказал - решай сама, но я бы посоветовал подумать, чтО
тебя трогает глубже всего, чтО тебя в стране больше всего
беспокоит – и посмотри вокруг себя, в твоем непосредственном
окружении, каким образом ты можешь с этой бедой бороться.
Вот этому и посвяти свою основную деятельность - но при этом никогда не отказывай
людям в помощи: к тебе будут обращаться не только с
просьбами о помощи, но и с предложениями оказать помощь.
Обязательно используй все свои возможности.
Я занялась борьбой с необходимостью абортов - самым страшным
духовным явлением у нас на родине - и выяснилось, что через
высокие связи ничего не добьешься,. кроме красивых семинаров
для заранее известных специалистов и публикаций в журналах.
Через людей, которые разделяли мою точку зрения, я вышла в
России на врачей среднего уровня, которые
имели непосредственный доступ к пациентам и к обучению
персонала, а в Англии - на их местных единомышленников. Мы
проработали около 10 лет, теперь эта программа успешно и
совершенно самостоятельно развивается.
Когда я в последний раз проверяла статистику, я
удостоверилась, что по всей стране на каждого младенца
приходилось неполных два аборта, а у пациенток нашей
программы - два младенца на аборт.
Вы скажете, что это не имеет отношения к церкви и вообще к
религии - да нет, мы помогли по меньшей мере тридцати
тысячам людей избежать страшнейшего греха - уничтожения
собственного младенца. Мы помогли медикам, о которых так
часто забывают. И даже привели к Богу большинство участников
программы!
Я сама считаю, что главное достижение нашей
благотворительной деятельности, которая до сих пор ведется
по завету Владыки – определи проблему, найди людей на
местах, которые могут ее решить, свяжи их меж собой, затем
обеспечь их средствами и приучи грамотно вести учет и
отчитываться - наше главное достижение - это создание
чувства ответственности и собственного достоинства как у
работников, так и у наших подопечных. Мы постоянно видим,
как подопечные становятся на ноги и сами начинают помогать
ближним: именно ближним, людям, чья беда им понятна. А
особенно нас радует, когда из наших рядов вырастает
работник такого калибра, что его уже приглашают на хорошее
рабочее место, где он может самостоятельно распространять
подход Владыки: живи в полную силу во с лаву Божию.