5-я международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского
Марина Юрьевна Правдолюбова (Гусь-Железный, Россия)
На пути к самому себе
ВСТУПЛЕНИЕ.
1.Вл.Антоний «вошел» в жизнь нашего
семейства,благодаря семье Рещиковых – Вере
Александровне,первой
переводчице
на русский язык
трудов Вл. Ник.Лосского
и,особенно,Ирине Георгиевне,преподавательнице хорового
дирижирования училища им.Гнесиных.Как известно,семья
Рещиковых дружила с
Владыкой,с тех
времен,
когда он был
еще врачом Андреем Блюмом.
Ирина Георгиевна часто приезжала к нам домой,когда мы
жили в Москве.Она была первой,кто приехал к нам на приход в
Рязанской области.
Как-то раз Ирина Георгиевна сказала,что постоянно
навещать наше семейство ей велел Владыка.»Он
знает о вас и молится за вас»,- сказала она.
Так пролегла незримая ниточка связи с Владыкой.
2. Этот
небольшой доклад я постаралась сделать,максимально используя
непосредственно высказывания Владыки; мне было интересно
использовать побольше его цитат –
Тех,что задели за живое,тронули больше всего…
Мой скромный труд – выражение благодарности Владыке и
всем людям,через которых мы познакомились с Владыкой, -
За его»
незримое
присутствие» в нашей жизни.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «БЫТЬ,А НЕ КАЗАТЬСЯ».
1. Уникальность
личности Владыки Антония,его непохожесть.
« Красота
же…и красота человеческой личности..неразрывно связана с
истиной,которая,в свою очередь,есть неистребимая реальность
Бога и того,в чем действует Бог.»
Вл. упоминает мысль Св Ефрема Сирина:
«… когда Бог
творит человека,Он вкладывает в сердцевину его существа все
Царство Божие, и задача жизни заключается в том,чтобы
копать,копать,пока не дойдешь до той глубины,где находится
этот клад.»
Как же мы видим обычно в нашей жизни?
По словам ап.Павла, «теперь мы видим как бы сквозь
тусклое стекло..»,и ,по словам Вл., пытаясь увидеть
человеческую личность, « … мы
не видим ее всю,мы схватываем лишь что-то из этой личности…
2.» Тело,дух,душа:
целостность человеческой личности».
« В своем
индивидуальном бывании»,пишет Вл., «мы обладаем
телом.душой,духом,и каждый из этих элементов имеет свое
место и свою роль,существенную роль в нашем становлении
персонами «(личностями).
Влад.Ник.Лосский,замечает Вл., наряду
с другими богословами подчеркивает тот факт,что «с
богословской точки зрения,естьбольшая разница между
понятиями «личность»или «персона» и понятием «индивид».
« Индивид –
это результат дробления.
Вспомним Ветхий Завет,говорит Вл.:»….изначально был
сотворен человек(и этого мнения придерживаются некоторые Св
Отцы)….Адам,взятый от земли,созданный из персти
земной,…содержал в себе все возможности человека;не имел
пола,был как бы «всечеловеком».
Далее мы помним,что «Бог разделил одно существо на
два»,но подчеркивает Вл.,»они находились в полном единстве»
Вл.Антоний придерживается той точки зрения,что в
еврейском тексте употреблено наиболее точное
слово,передающее суть верно: слово,которое одинаково в
мужском и женском роде – иш и иша. «Она – женская часть
меня, я – ее мужская часть.»
Вл.приводит интересное высказывание Св.Мефодия
Патарского:»Адам смотрит на Еву и говорит: она – мой
alter ego,
другой – я
сам», указывая этим на» полное,радикальное отличие и
одновременно тождество.»
После падения,когда они отпали от Бога, «пропала
сила,связывавшая их воедино»,как подчеркивает Вл.»они стали
разбитой парой».
И тут вступает понятие индивида.
Как мы знаем, «со временем,понятие индивида будет расти и
усугубляться, становясь
все более разрушительным.» «Мы все индивиды в той мере,в
какой чужды друг другу,разделены от Бога и потеряли
внутреннюю цельность.»
Персона или личность.
« С другой
стороны,мы говорим о личности или персоне,и это слово надо
понимать верно.Значение этого слова следует понимать как
человеческое существо,рассматриваемое как единая и полная
реальность…,но не просто как человеческое существо,достигшее
цельности…,но
как существо,достигшее своей глубинной сущности…»
Т.е.в нашем разделенном теле (индивидуме)» каждый
отдельный член имеет таинственную сердцевину,которую
определяет имя, -имя,которое ведомо только Богу и тому,кто
получает это имя.» И «в этом выражена единственность этого
человека».
« Мы несем
святыню в разбитых сосудах»,по слову ап Павла,и это «очень
ясный образ индивида и личности внутри Церкви и жизни мира в
целом».
Вл. останавливается и на еще очень интересном моменте в
понимании слов личность и персона.
Персона в латиноязычном мире обозначало «маску»,»личину»
актера. И здесь открывается еще одна сторона вопроса,который
нас интересует.
Я имею в виду способность личности к игре(
не в смысле гибкости и
эмоциональной пластичности),а в смысле
лжи,раздвоения,ношения
маски
– актерства в
самом худшем и трагическом смысле
этого слова.
Позвольте здесь мне, вспомнить,впрочем, всем известного
талантливейшего шведского режиссера Ингмара Бергмана и его
фильм - «Персона».Этот фильм - прекрасная иллюстрация того,
как прекрасна может быть душа человека в своих исканиях
смысла жизни, правды, любви..и
каким горьким и трагичным для человека бывает ношение маски;
какую дорогую цену он платит за желание « не быть, а
казаться»; трагизм же заключается в том, что за выдуманным
образом «себя самого» постепенно умирает реальность,
способность человека к настоящей жизни.
3. Центральная
тема богословия Вл. Антония – тема встречи.
А) « с живым
Христом,радости об этой встрече,живым ощущением присутствия
Спасителя…
О Боге ничего нельзя сказать на словах,Его бытие нельзя
доказать.
Но Его можно встретить – и в этом величайшее чудо
христианства.»
Б) Но есть и другой род встречи: это встреча человека с
самим собой.
« Казалось
бы,каждый из нас прекрасно знает самого себя.в самих себе
нам «не с кем встречаться».
Но на самом деле,в каждом из нас,в каждом человеке есть
глубины,куда он боится заглянуть,разлад,которого он
страшится».
« Остаться с
самим собой,- продолжает Вл.,- одна из самых страшных
вещей,которая может случиться с человеком,если он делает это
не по собственному почину,а только по необходимости».
« Встречаясь
с Богом,человек неизбежно выходит в новое измерение,когда
перед ним открываются и собственные греховные глубины,о
которых он раньше и не знал».
Вл.приводит стихотворение Кольцова:
« Поздний
колокол,звучащий над равниною большою,
Прогреми над сердцем спящим,над коснеющей душею.
Звоном долгим,похоронным,вопрошающе - прощальным
Прозвучи над сердцем сонным,безнадежно - беспечальным!
Может быть,оно проснется и стряхнет с себя забвенье,
И,быть может,содрогнется на мгновенье,на мгновенье…»
«… уже много
лет теперь….,- продолжает Вл.,его поражает то,что «как бы
непроходимой гранью,стеной
непробитной внутри нас самих,между нами и жизнью,между нами
простором,свободой и радостью стоит сам человек,заграждая
себе путь.
Потому что большей частью все внимание каждого из нас
обращено на самого себя…»
« Я сам,я,я –
все время..»И так было с начала времен,поэтому первым
условием развития человека,человеческой личности Христос
ставит отречение от себя.»
« Если кто
хочет по Мне идти,да отвержется себя,да возьмет крест свой и
да грядет по Мне»(Мф.16:24).
« Большей
частью мы думаем,что отречься от себя – значит устроить себе
жизнь,лишенную радостей;жизнь,где все является жертвой;где
ничего не остается,что может согреть сердце,ум озарить» - но
это не так!
« Ведь то
«я»,от которого нам велено отречься и которое стоит
непроходимой преградой между полнотой жизни и мной, - это не
все «я».
« Это
какой-то поверхностный мелкий человек,заслоняющий собой весь
горизонт; не дающий мне самому быть тем большим
человеком,которым каждый из нас мог бы быть и стать.»
« Отвергнуть
себя – это первым делом понять,что сосредоточить всю свою
жизнь на этом мелком человеке,каким
мы являемся часто в повседневности,равносильно тому,чтобы
свести жизнь к размерам,почти тюремной узости,в которой
только и можно задохнуться».
Часто мы понимаем,»как нам скучно с самими собой,а другим
– невыразимо скучно с нами» - и по-другому и не может быть,
ведь «мы видим часто только самого себя»,»склоняем слово «я»
во всех падежах»,»сводим все только к тому,что для меня –
отрада,для меня – страх,для меня –
горе,для
меня-скука».
« И вот
первое,чему мы должны учиться,это – при всех
обстоятельствах,- себе сказать: отойди в сторону,дай мне
вглядываться вдаль,в простор,в глубину!»
« В этой
большой,широкой,глубокой жизни и я
найду себе
место,но жизнь во мне может не найти места;
Человек может влиться в жизнь,но всю жизнь ограничить
собой нельзя».
Вл. приводит пример:
« Одна
женщина…рассказывала о своей жизни,какие
трудности у нее были,остановилась перед кустом колючек и
говорит:»Вот вся жизнь!» - а за этим кустом весь простор
южного берега Франции: горы,а за горами широкое море,все
облитое солнцем,все сияющее летним светом.»
« И я помню,-
продолжает Вл.,- как я ей сказал:»Вот так Вы на жизнь и
смотрите – только на этот колючий куст,и никогда Вам не
пришло в голову посмотреть через этот куст или мимо него на
всю даль,в которой Вы живете,на всю эту необозримую
красоту.»
Александр Ельчанинов подобную жизнь,направленную на
себя,или «уткнувшись в себя самого»(выражение
Вл.),сравнивает со «стружкой,которая свернулась вокруг
собственной пустоты»».
В) Встреча с
человеком.
Третий род
встречи – это » встреча с конкретным человеком,с ближним,которого
Бог послал тебе навстречу.»
Как же расправить эту стружку,разомкнуть этот порочный
круг эгоцентризма?
Как отвечает на этот вопрос Вл.? –
« Откроюсь,выгляну
в окошко,посмотрю вдаль,обращу внимание на другие
существа,на жизнь,не сводя их к себе,а с настоящим живым
интересом к другому или к другим…»
« Люди
есть,события есть,есть свет Божий,есть книги –
глубокие,содержательные,есть столько всего,что может оживить
душу,но при одном условии:перенести наше внимание на то,что
мы делаем;на то,что мы видим;на то,что мы слышим;на того
человека,с которым мы имеем дело,-а не на самого себя..»
« И поставить
себе вопрос: для кого я могу быть таким ближним,который
приносит не смерть,а жизнь;который вносит в чужую жизнь не
безнадежность,не тяжесть,не безрадостное настроение,а
ласку,свет,тепло?»
Поэтому «задача всякого христианина заключается в
том,чтобы выйти из скорлупы безразличия,чтобы увидеть и
услышать другого человека».
По-другому сказать,»научиться смотреть с целью
увидеть,слушать с целью услышать».
« Это нелегко
дается,это часто страшит».
И «часто это означает
– связаться с судьбой человека.
А для того,чтобы таким образом встретить человека,надо
преодолеть в себе себялюбивый страх,что спокойная жизнь
может вдруг стать неспокойной из-за того,что боль ближнего
войдет в нашу жизнь.»
И,продолжает Вл.,»нужно,наконец,преодолеть страх перед
другим человеком – страх перед тем,что и ближний заглянет в
наши глаза,когда мы заглянем в его глаза.»
Встреча с человеком,как замечает Вл..приносит часто нам
боль и страдание:
«… всякий
человек,который в жизнь другого захочет внести хоть искру
света или каплю добра,непременно должен за это
поплатиться:не искать отзвука,отклика,не искать
благодарности,не искать ничего,кроме дивного,Богом данного
случая,Богом данной возможности – человеку,которого сотворил
Бог,которого Бог любит, - сделать что-то доброе,быть на его
пути благодатью Божией…»
Человек,воспитывающий в себе живое и отзывчивое
сердце,как подчеркивает Вл.,должен иметь очень много
мужества и решительности.
Вл. сравнивает сердце
с музыкальным
инструментом: «струны в нем звучат богато,но надо быть
готовым к тому,что иногда эти струны и стонать будут,и
разорвутся с болезненным криком; и тогда приходится их
восстанавливать, и тогда из самой боли,из самого страдания
вырастает новая чуткость,более
глубокая и более самоотверженная.»
4 « Найти
ключ от собственного сердца».
Внутренняя устойчивость.
Внутренний мир,устойчивость,состояние равновесия – то,что
дает нам возможность мыслить и действовать, - всегда
составляет предмет всеобщего искания,интереса и
цели,устремления.
« С
т.зр.Отцов Церкви, внутренний мир и устойчивость – это и
первичное условие,и в то же время, цель и вершина внутренней
жизни.»
Вл. определяет это как «способ найти абсолютную точку
опоры не только
для своей личной жизни,но и для всей
окружающей жизни,для жизни вообще.»
Св. Отцами этот внутренний мир воспринимается как
«динамичный,бодрый,радостный,живой покой всех сил души и
тела».
Вл. приводит мысль св.Феофана Затворника о
человеке,который нашел Бога и нашел эту устойчивость через
молитву и в молитве:
« тело и
ум,тело и душа как бы уподобляется
струне
скрипки,настроенной на верную ноту; не перетянутая и не
ослабленная.Если она недостаточно натянута,она не издаст
никакого звука.Если,напротив,она слишком натянута,она лопнет
от первого же прикосновения.»
Вл. говорит о «внутрепребывании» - слово Вл. – как о «
напряженном равновесии»,которое содержит в себе «все
возможности отозваться музыкально,дать богатый отзвук на
прикосновение благодати».
Это «внутрепребывание» - не есть самонаблюдение,не
самоуглубление и вовсе не обращенность к себе, - как
замечает Вл. – и бывает гораздо глубже просто
психологического уровня,- это «внутрепребывание» «уходит в
то,что св .Отцы
называют - сердцем
человека, где творится тайна присутствия Божия,где человек –
лицом к лицу с Богом».
Вл. приводит мысли Алексиса Карреля из книги «L
Homme
cet Inconnu» « Человек
Неизвестный»,где автор делает попытку определить границы
человеческой личности,как далеко простирается личность
человека, - и приходит к выводу,что «только святые отцы
живут «под собственной кожей» или внутри себя – большинство
же живут, « как бы щупальцами выбрасываясь наружу»,т.е. все
мы «тянем свои щупальцы направо и налево к разным
предметам…»
Вл. говорит о том, что часто люди,как только думают,что
чем-то обладают – сразу делаются «пленниками этого
обладания».Он приводит любопытный пример:
« Если я
возьму часы в руку и зажму их в руке,у меня больше нет
руки;возьму и в другую руку предмет,и я стану совсем
безруким. А если я сделаю то же самое сердцем и умом,я могу
сделаться пленником всех своих богатств».
5. « Усилие
высвобождения». Внутренняя свобода.
Вл. заключает: «…очень редки те,кто живет внутренне,
кто
свободен,потому что не прилип ни к чему…»
« Подлинно же
свобода»,по мысли Вл., означает быть самостоятельным,тем кто
ты есть на самом деле»;
по слову
свт.Иоанна Златоуста – «найти ключ от своего сердца» и найдя
этот ключ, ты «увидишь,что это ключ в Царство Божие».
Вл. уточняет говоря,что «человек призван к борьбе …к
усилию высвобождения»,то есть к «борьбе,которая направлена
на то,чтобы дать нам устойчивость, внутреннюю
независимость и внутренний мир.»
Это и есть,подчеркивает Вл.» нищета духовная( первая
заповедь блаженства), и это и есть
свобода,которую»приходится завоевывать с боем»,
Но без этого «мы навсегда останемся пленниками,которые
воображают себе,что двигаются свободно,а,на самом деле,их
держат десятки и десятки незаметных нитей,и наш интерес к
реальности и жизни вокруг нас основан совсем не на глубинном
интересе и вовлечённости , а часто на «поверхностном
любопытстве,поверхностном знании,своеобразном духовно –
душевном туризме…»
А) Вера,
уверенность,верность.
Вл. обращает наше внимание на то,что слова
вера,уверенность,верность имеют один корень, и так пишет:
« И
верность,родившаяся из веры –верность и вера – одного корня;
Верность,основанная на вере, и является элементом
устойчивости».
Вл. очень интересно иллюстрирует свою мысль примером
из венчания:
Выбор жениха и невесты – « это чудо веры» или уверенности
в невидимом, ведь «это чудо обнаружения личности ,видение
другого человека таким,каким его еще никто не видел;видение
того,что в другом принадлежит подлинности вечносте,славе…».
« Характерная
ситуация, - продолжает Вл., -…пока молодой человек не
полюбил единственную, он окружен молодыми людьми и
девушками. Но в тот момент,когда он обнаружил ту,которую
любит есть Она и есть люди вокруг.
Появляется
центр тяжести,и
возникает внутренняя собранность».
« Фактор
устойчивости в области сердечных чувств и составляет понятие
- верность.»(верность в дружбе,супружеская верность,
верность обязательствам, монашеским обетам и т.д)
Пока, заключает Вл., «
в нашем сердце нет
точки равновесия, нет главной
привязанности,пока нет центра,вокруг которого все может
упорядочиться,мы не сможем найти никакого внутреннего
единства,никакой устойчивости и никакого мира».
Б).Вера в
человека.
Любовь к самому себе.
Вера в самого
себя.
« Дьявол
всегда будет стремиться,чтобы привести нас в состояние
беспокойства,внутреннего смятения»…,навязывая нам
чувства,обращающие нас на самих себя и отделяющие нас от
Бога : особенно страх, ненависть и проч.
« Страх есть
состояние рабства, плена», - продолжает Вл.
Проблема состоит еще и в том,что,как подчеркивает Вл., -
« мы почти постоянно живем, - реагируя, - и почти никогда не
действуем сами.» То есть,продолжает он, - «действия нет,
есть противодействие».
Это,в свою очередь указывает на то,что « наша жизнь – не
самостоятельный свет; что мы живем отраженной жизнью;
Мы живем,словно лужа воды,отражающая солнечный свет.
Свет попадает
на нее – она полна блеска,но достаточно лучу света
переместиться,чтобы осталась всего лишь темная лужа».
Для того чтобы изменить это положение вещей, если мы не
хотим терять внутреннего мира и устойчивости, «надо, - как
считает Вл.,, - научиться действовать - изнутри наружу,
чтобы нас не определяли постоянно внешние события, большие
или малые..»
Мы можем найти в Евангелии, в словах Спасителя, очень
важную заповедь.
Это заповедь о том,что мы должны любить ближнего,как
самого себя.
Это подразумевает, что мы себя самих должны любить, - как
подчеркивает Вл.
« Потому
что,если мы не сумели себя любить, - продолжает Вл., - мы не
сумеем любить кого бы то ни было». «Жизнь,опыт показывает,
что мы можем
одарить других только тем доверием, которое способны дать
себе, и т.д. Мы можем дать только
то,что у нас есть.
И если у нас нет определенного отношения к себе…без
уважения к себе..мы других не уважаем; без любви к
себе(правильно понятой) мы не можем любить других.»
Конечно,надо понять, - продолжает
Вл., - « что такое эта
любовь к себе»:
« Это не
любовь хищного зверя, который считает, что все вокруг
существует для него,который рассматривает любого
человека,как добычу…а все обстоятельства…только
с точки зрения своей выгоды,удовольствия…»
« Любовь к
себе – что-то гораздо большее: …когда кого – нибудь любишь,
желаешь ему добра; чем больше любишь, тем большее добро ему
желаешь…мы желаем любимым самого высокого,самого
светлого,самого радостного…;желаем им вырасти в такую
меру,чтобы радость их была великая,чтобы в них была полнота
жизни..»
« Вот с этой
точки зрения надо уметь и себя любить», - заключает Вл.
« Одна вещь
нам очень мешает любить себя, - считает Вл., - это то,что
некоторые вещи в нас самих нам противны….от
некоторых вещей нам делается стыдно.»
Если мы хотим начать любить себя творчески, так, чтобы
стать действительно человеком в полном смысле этого слова,
осуществить все свои возможности, мы должны принять - хотя
бы предварительно – все,что в нас есть, не разбирая, что нам
кажется хорошим или привлекательным, а просто все, без
остатка».
« В нас есть
свойства, которые неприглядны, но в данное время не могут
быть заменены ничем.
Человек,который труслив,с радостью назовет свою трусость
- кротостью и смирением. Ни в коем случае нельзя ему дать
это сделать. И когда у нас самих есть это поползновение
перекраситься, назвать трусость смирением,
назвать жадность
любовью, надо остановиться и сказать: «Нет, не лги ! Будь
правдив! Потому что то,чем ты являешься, - настоящий
человек, а то фальшивый образ, который ты стараешься создать
о себе – сплошная ложь, такого нет…а ты настоящий, которым
ты являешься,который тебе,возможно,даже очень не нравится,
может измениться к лучшему».
« Мы должны
относиться к себе,как художник относится к материалу:
принимать в учет все свойства этого материала и на основании
этого решать,что можно сделать….не отвергая в себе
ничего,,трезво,смиренно принимая себя,какой
он есть, должен одновременно иметь высокое представление о
Человеке, о том,чем он должен стать,чем он должен быть».
«… нужна
готовность бороться,готовность побеждать,готовность творить
ту красоту, котору он задумал и в которую поверил».
« Художник,кроме
понимания своего материала и представления о том,что он
хочет сделать, должен еще развить в себе и упорство, и
любовь к труду, и технические способности, и
дисциплину…когда все силы собраны воедино..»
« Подвигом,вдохновением,упорным
трудом строится человек…человек должен себя так любить,так
ценить,так уважать свое достоинство человеческое,чтобы
понимать: нет такого усилия,которое не стоило бы приложить
для того,чтобы стать достойным своего
человеческого призвания».
«Подлинная вера человека в себя – это не самоуверенность,
но вера в непобедимую динамику жизни, имя которой, в
конечном итоге, - Бог.»
« Вера в
человека, в самого себя – это вера в то,что во мне, в
каждом человеке есть непобедимая динамика( движение и
становление) и
Что единственное,что может помешать этой динамике вырасти
в реальность, - это моя трусость,моя нерешительность, но
никак не окружающие меня обстоятельства….»,
Соответственно,… «обстоятельства же…какие бы они ни были
сложные…являются только поводом к тому, чтобы эта
внутренняя, творческая динамика себя выразила
по-новому….выразила именно себя и ничто другое.»
Пока жив человек, нельзя терять надежду,
что этот источник в
нас есть, что, по словам Вл., пусть «источник занесло
песком»,но – «журчит вода под песком живой и светлой
струей..» и «все возможности могут стать реальностью»,как
считает Вл., «в одно мгновение… человек может стать
внутренне тем человеком, о котором каждый из нас мечтал».
« Каждый из
нас когда – то мечтал о свете, о чистоте, о глубине, о
любви, о какой-то прозрачности души, о бесстрашной смелости
во имя правды,
Бога и человека» - все это возможно, продолжает Вл., нужно
только « вернуться не в пространство,а в глубину».
Вернуться, по слову Спасителя, в свою Галилею, в свое
прошлое: вернуться к «весне своей жизни», в «сердцевину
своей жизни» - тогда «можно снова начать жить».
Но жить не значит переживать, - замечает Вл. – и
«вернуться в сердцевину жизни означает вернуться туда,где
слово - любовь – означает ликующую отдачу себя Богу и
людям». «А это,может быть, сделано
и просто только
сиянием любви из сердца, из глаз, любовью слова, молитвы,
заботы, …ласковой любовью.»
« Вспомнить
светлое и поверить –не только в Бога, но и в себя,поверить,
все возможно».
В) «Дорожите
временем,потому что дни лукавы». О времени.
Вопрос времени « больше,чем что либо другое ставит нас в
положение неустойчивости», - замечает Вл.
« Время
движется,оно бежит, - продолжает он, - а мы постоянно
воображаем,будто надо бежать за ним вдогонку…тогда как оно
мчится нам навстречу».
« Нам очень
важно, - считает Вл., - научиться «справляться со временем»,
научиться «жить во времени», вместо того, чтобы «гнаться за
ним, или наблюдать,как оно ускользает».
В Послании ап.Павла «мы постоянно слышим предупреждение и
призыв дорожить временем,ибо дни лукавы,в смысле обманчивы…»
Так и есть, - продолжает Вл., - « время
как будто лежит перед нами без границ…каждое мгновение нам
кажется,что за ним следует иное мгновение, что времени
впереди еще много…»
В своей жизни мы все «стараемся сохранять огонь, крепость
тела, живость ума, непреклонность воли и забываем,что все
это со временем может от нас уйти...»
« Одного же
от нас никто не сможет отнять – живое сердце.»
Вл. приводит стихотворение Виктора Гюго:
Тот
возвращается к первичному истоку,
Кто в
вечность устремлен от преходящих дней,
Горит огонь
в очах у молодых людей,
Но льется
ровный свет из старческого ока».
Время бежит, жизнь бежит, и со временем « может погаснуть
тот огонь,которым мы так легко увлекаемся…..но есть такой
свет,который время не может погасить:
это свет сердца любящего, нежного, ласкового – сердца,
умудренного жизнью».
Однако, замечает Вл., - « об этом сердце мы меньше всего
и заботимся, даем ему стать холодным, окаменеть, мы даем ему
стать темным и прогоркнуть.»
« Время
бежит, - повторяет Вл., - но что же остается нам?»
И сам отвечает:
« Сердце,
потому что плод жизни - любовь и благодарность.»
Итак, как же нам «поймать» время, не «упустить» время и
не пережить трагичности слова – поздно ?, - рассуждает Вл.
Ответ предлагается устами ребенка: Вл. приводит нам
удивительный рассказ о мудреце, который решил ответить на
три важных вопроса и не смог.
Вопросы эти: Кто самый значительный человек на свете?
Какой самый важный момент в жизни? Какой самый важный
поступок человек может совершить?
Мудрец затруднялся ответить, но девочка, которой, как
замечает Вл., «земная мудрость не закрыла глаза на
совершенную простоту вещей», легко справляется с этими
вопросами.
« Самый
важное время, - говорит она, - это теперешнее мгновение,
ведь прошлого больше нет,а будущее еще не наступило»;
« Самый
важный человек – это тот, с которым ты
сейчас находишься, ведь другого же нет.»
« А самый
важный поступок – сделать – в это – мгновение и - для этого
– человека самое лучшее, что можешь».
И Вл. предупреждает нас об особенном трагизме слова -
поздно -, вспоминая мысль Достоевского, который считал, что
ад определяется, в частности, и словом – поздно.
Г). «
Таковых Царство Небесное – тех, кто стал как дети.»
И в конце
концов, « если человек сумел жить не напрасно,не
безумно, он остается только с тем, с чем он и родился : со
своей беспомощностью, своей доверчивостью, своей любовью,
своей благодарностью».
« первое и
последнее, зачаток и последний итог жизни – это то,что
доступно и малому ребенку, и ветхому старику» - ведь
сказано, что
« Если не
будете,как дети, не войдете в Царствие Небесное».
Вл. отмечает: « Ребенок доверчив до конца; он верит в
любовь, именно поэтому ему не страшно. А когда он чего –
нибудь испугается, он опять – таки верит, что в своей
беззащитности, беспомощности он непременно найдет любовь,
которая его защитит: мать или отца, которые его поднимут,
возьмут на руки».
«… а как
умеет ребенок радоваться! Как умеет смеяться! Как он
благодарен за дар жизни и за все,что жизнь ему дает.»
Мы должны научиться, - продолжает Вл. – « не невинности,
которая делает ребенка бесстрашным»…, но той «опытности,
которая нас учит видеть вещи, какие они есть; видеть
человека, какой он есть, и – однако, - верить во все, на все
надеяться иметь любовь, которая никогда не перестает, по
словам ап. Павла.»
« Вот этот
строй ребенка, - заключает Вл., - который изначально дается
потом теряется в течение жизни….мы и должны приобрести».
На своем опыте испытал и словом выразил все это прп.
Серафим Саровский. Его мысли приводит Вл.:
« итог жизни
– благодарность. Единственное конечное содержание жизни -
любовь; все остальное – пройдет».
« Если у нас
нет любви, - подводит итог Вл., - то у нас нет ни понимания
людей, ни понимания Бога, ни понимания жизни»;
ведь «
объективное, холодное понимание ума – не есть понимание:
жизнь, поступки,людей, их строй можно разложить умом на
составные части, но понять - нельзя».
6. « Два
чувства дивно близки нам –
В них
обретает сердце пищу –
Любовь к
родному пепелищу,
Любовь к
отеческим гробам…»
Эти замечательные строки А.С.Пушкина вспоминаются всегда,
когда задумываешься о том, кто я в этом мире и кто был до
меня, какова моя генетическая связь, кем были мои предки, как
они жили - и этот вопрос интересен и сокровенен для любого
человека. Этот интерес предваряет связь времен,поколений; в
этом простирается понятие духовной почвы каждого человека.
Мне,как и многим сейчас, пришлось заниматься историей
своих предков, долго и ,порой, безуспешно сидеть в архивах и
рыться, рыться, в надежде найти,хоть какую – то зацепку,
какую-то деталь, которая смогла бы пролить свет на прошлое…
И что удивительно! Даже просто интерес,размышления, уж не
говоря о молитве( я имею в виду церковный помин) –
поразительно влияют на процесс поиска предков. Непонятно
откуда появляются люди, воспоминания,невероятные встречи и
т.д… - и пошла раскручиваться ниточка.. и
ты, порой, действительно, находишь «»иголку в стоге сена».
Это,конечно,не совпадение. Это реальное чудо, это
богословие и реальность, это близость ушедших людей к нам,
близость наших реальностей и зримое доказательство, что
время только наша земная категория…
Что же говорит об этом Вл.?
« Человек не
является как бы отдельной бусинкой,нанизанной в ожерелье. Мы
все являемся продолжением предыдущих родов; наследуем добро
и зло;
Каждое поколение передает следующему то,чего оно
достигло; и
то,чего оно достигнуть не смогло».
Но, как подчеркивает Вл., « то,как мы живем,не
безразлично для наших предков» и,как считает Вл., - « мы
можем их потопить,но мы можем их и вознести; и в этом
громадная надежда».
В связи с этим, хотелось бы обобщить эту
мысль,подчеркнув, что в нашей теперешней сложной реальности
особенно важно правильное понимание и воспитание понятия
любви к Родине, исправления трагических ошибок русской
интеллигенции,исходя из опыта 19 и 20 вв.;
Как подчеркивает Вл., - « плакаться недостаточно,
признавать свою вину недостаточно – надо исправить свой
путь».
Особенно хотелось бы это отнести к настоящему
воцерковлению русской интеллигенции, к способности нести
ответственность
за свой народ, к
восстановлению понятий честь и достоинство и ,исходя из
этого, гражданская позиция в самом лучшем смысле этого
слова.
Во многих своих трудах Вл. проводит такую мысль :
« нам
людям,оказавшимся в 20-егг. в эмиграции,
был по-новому
дарован Бог. Отрезанные от Родины, отделенные от всего,что
любили, чужие на чужой стороне, лишние и нежеланные – мы
открыли не «Бога величественных соборов» и «господствующей»
Церкви – а того «смиренного Господа,Который стал
человеком…Бога
уязвимого,побежденного,битого,мучимого,оплеванного,позорно
распятого..», который, как продолжает Вл., - «с нами может
пойти в самую бездну нашего горя..»
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Св. Ириней Лионский говорит: «слава Божия – это до конца
совершенный человек»;
Путь к самому себе – это, по слову Вл.Антония, - путь к «
настоящему, живому человеку, человеку, который является
живым образом Спасителя Христа, соединенный с Богом
неразлучно и отдающий себя безвозвратно на служение другим
людям..и это и есть «их царственная свобода».
« Вот и
призвание наше: где темно – мы должны быть светом;
Где веры нет – мы должны принести уверенность веры;
Где надежды больше нет – мы должны сиять
надеждой,когда,казалось бы,надеяться невозможно;
Где гаснет любовь – мы должны быть непобедимой любовью!»
|
|