5-я международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского

Елена Евгеньевна Утенкова (Москва, Россия)

Реальность и реализм в искусстве

Я совсем не Богослов, для этого у меня недостаточно ни ума ни времени. И я далеко не святой, чтобы мне давались истины напрямую... Поэтому я буду говорить только о своём личном опыте.. Владыка где-то сказал, что Лев Толстой как художник был намного ближе к истине, чем как богослов, потому что как богослов, он был намного слабее.. В этом вопросе, я, как Лев Толстой...поэтому и буду говорить об опыте, полученном в процессе своей работы художника.

Как художник я все время сталкиваюсь с необходимостью изображать реальность. И тут не получается отвертеться общими неопределёнными формами. Приходится именно изображать некое Лицо того, что хочешь назвать.

А реальность реальности напрямую зависит от того видишь ты её или нет и если видишь,то как...

Так что в некотором смысле это вопрос виденья. Мы все знаем, что можно пройти по улице и останавливаться на каждом шагу, удивляясь необычности или красоте, того что открывается взгляду. А можно пройти и ничего не увидеть и не запомнить. Или увидев - сфотографировать на память, а потом, глядя на скучную фотографию скучного места думать, что на ней и в помине нет того, ради чего она сделана. Фотоаппарат не увидел, потопил главное в бесконечном количестве ненужных деталей и подробностей.

Можно прожить целое лето со всеми его рассветами, закатами, дождями и туманами и ничего не заметить и ничего не увидеть. И говорить, ну что за лето — дождь один...А можно, «когда разгуляется» написать:
«Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою...»

(Б. Пастернак)

Значит виденье и сама реальность зависят не только от тебя. Это всегда подарок. Это даётся или нет.

В древней Китайской живописи, как у нас в иконописи существовало множество правил и канонов, направляющих художника в работе. Например существовал целый свод рекомендаций, как рисовать гору.... один из главных сюжетов пейзажа. И среди этих правил я неожиданно прочла и мне это запомнилось. «Если ты идёшь и вдруг видишь — какая красивая гора - сразу же зарисуй её... Это гора обращается к тебе, если ты этого не сделаешь, горы не будут в другой раз к тебе обращаться..»

Получается, что занятие искусством это некий диалог художника с реальным миром. А мир - это результат Божьего присутствия, его творение. Поэтому искусство, если оно серьёзно, - всегда опытный путь....к познанию Божественной правды.

Но реакция на то, что видишь может быть разной. Например мы все, выходя весной на улицу, попадаем в царство луж и ручьёв. Если мы одни, мы с досадой перешагиваем через них, стараясь не замочить ноги... Если мы вышли на улицу с маленьким ребёнком это не удаётся сделать так просто. Как известно, дети не пишут мемуаров, они (как художники порой) видят мир открытыми глазами, в первый раз. Живут настоящим мгновением. И увидев ручей - сразу же реагируют на него, вступают с ним в диалог. Хорошо если они начинают пускать в его водовороты щепочки-кораблики, сложнее приходится родителям , если они просто становятся в середину лужи, приобщаясь её глубине.

Что-то похожее происходит сейчас и в изобразительном искусстве. Кто-то рисует увиденное в реальности, кто-то пускает в реальность свои щепочки-кораблики, кто-то пытаетсяприобщиться к реальности с помощью своего тела...

Я отношусь к художникам, которые рисуют... и буду говорить о своём опыте отображения реальности.. на бумаге и холсте..

Слово «реальный» в толковом словаре объясняется, как действительно существующий, не воображаемый.

Художник в работе с натуры сталкивается с неожиданным противоречием. Чем более подробно рисуешь то что видишь, тем более далёк результат твоего труда от того, что ты хотел изобразить. Перед художником встаёт задача — как смотреть... Оказывается невозможно рассказать о чём-то, если смотреть на это в упор. Например, если ты, смотря на человека попробуешь рассмотреть во всех деталях его ногу, ухо или глаз, который как известно зеркало души — ты человека не увидишь.. Изображая что-то ты должен смотреть шире, поверх этого, как бы на пространство в котором находится то, что ты изображаешь.Уловить некий ритм взаимодействия всего со всем.

Можно сделать замечательную работу, нарисовав в портрете не того, кого рисуешь, а себя...то есть достать что-то из своей памяти и воображения, ассоциирующееся с этим лицом в эту минуту.. И скорее всего портрет не будет иметь отношение к зримой форме лица человека, который сидел перед тобой . Но «Реалистичный» в том же толковом словаре — объясняется, как соответствующий действительности». Но что соответствует действительности?

Задача максимального соответствия действтельности ставится перед фотографией на паспорт. Но мы все часто сфотографировавшись с ужасом рассматриваем свои фотографии и фотографии близких, удивляясь — неужели это мы... И я думаю, что ребёнок с трудом узнает на такой фотографии свою любимую бабушку... В реальной жизни, глазами ребёнка — бабушка не такая...

Изображение реальности на картине должно быть окном в эту реальность. Тогда оно будет произведением искусства, а не фотографией на паспорт. Другими словами предмет изображённый на картине должен быть не убит в момент изображения, а приобщён к вечной жизни...Мы все чувствуем это глядя на картины. Потому что в настоящем произведении зритель тоже участвует в диалоге с реальностью с которой разговаривал художник.. Уже сам участвует в этом диалоге и углубляет его..... Поэтому какие-то картины нас волнуют, а какие- то мы проходим равнодушно. Это особенно заметно в больших музеях, типа Лувра и Эрмитажа, когда запутавшись в бесконечно сменяющихся залах и устав всматриваться в картины, висящие в несколько рядов по стенам, вдруг останавливаешься, неожиданно для себя, перед одной маленькой картиной и начинаешь в неё всматриваться.. Читаешь подпись и оказывается, что это Вермеер или Кранах... Или Гойа — портрет какой-то дамы... А вокруг портретов бесконечное количество...но это не просто портрет, что-то его отличает от других. Перед Джакондой в Лувре всегда стоят толпы зрителей ,потому что это не просто изображение Монны Лизы, это некое окно, в которое тянет вглядеться...

И ещё, что мне кажется чрезвычайно важным, в диалоге с реальностью, это позиция художника. Попытка понять, отобразить реальность — это всегда вопрос художника к тому, что он видит и к самому себе. Не ответ, а вопрос. Тогда и зрителю есть над чем подумать.

В этом смысле многострадальный Чёрный квадрат Малевича — это тоже вопрос... И к нам с Вами... И на него могут быть разные ответы. Поэтому он и вызывает уже сто лет такое внимание, являясь некоей координатой в развитии изобразительного искусства.

В текстах Владыки Антония, предлагаемых к конференции есть слова об иконе, что икона (тоже являющаяся художественным изображением на плоскости) является как бы «окном к Богу, раскрытым для нас навечно и вместе с этим имеет в то же время свои ограничения.

Икона не есть Бог, сколько бы она не выражала Его, она не есть то о чём она говорит, она говорит о чём-то, но она не есть это...»

Тоже самое происходит и с реальностью в картине...

Я например никогда не писала икон. Но однажды взялась нарисовать большую икону Калужской Божьей матери для Тарусского храма... Решилась я на это потому что задача была мне понятна. Оригинал не был традиционной русской иконой, написанной по канонам, которые я специально никогда не изучала, а был живописным полотном конца 18 века. Эту технику я знала хорошо. Я поехала в Калугу , чтобы максимально рассмотреть оригинал. Но икона оказалось под ризой и от времени так потемнела, что даже на специально сделанных фотографиях не читалась в подробностях.

Я попробовала нарисовать от себя...не получается.... Не получается Лика, - получается некая конкретная женщина... Попадая в музеи разных стран, я начала фотографировать лица Мадонн, которые мне нравились и были в похожем ракурсе. Распечатав их в размер, я попробовала в точности повторить, то как они сделаны... Не то …..не получается...

Мне неожиданно помогла маленькая репродукция, на которую я наткнулась в книге. Это была Мадонна Конестабиле Рафаэля. В реальности это крошечная работа диаметром всего 18 см.(изображение помещено в круг) сделанная художником в 20-летнем возрасте. При том, что в ней всё конкретно нарисовано: лицо, одежда, Младенец, книга, пейзаж; изображение это является чем-то особым... Маленьким окном в огромную вечность. И глядя на то, как сделан лик Мадонны в этой картине, я смогла что-то уловить и сделать в своей работе, настолько, что она перестала быть «фотографией на паспорт».

Мы все знааем , какую роль играет в поэзии метафора. В изобразительном искусстве её значение тоже велико, но здесь метафора очень часто используется художником бессознательно, интуитивно и открывается уже зрителю... Потому что изобразительное искусство боится сознательной литературности, сразу переводящей картину в разряд иллюстрации. Но даже в хорошей иллюстрации должна соблюдаться некая мера конкретности.. Например, я бы не вынесла, если бы мне в книге подробно нарисовали лицо Наташи Ростовой или Принца Гамлета... Потому что это было бы обманом ….

Художник, как инструмент, должен быть открыт реальности, чтобы во взаимодействии с ней — прозвучать, при этом он должен видеть мир здесь и сейчас, как впервые... Но нельзя работать ни на что не опираясь. Невозможно шагнуть в пустоту и не пропасть в ней, не нащупав хоть какой-то опоры под ногой... И это незыблемое, на что можно опереться - есть некая система координат, неба и земли в частности, а более глубоко, может быть за этой системой координат, которую мы пытаемся нащупать в меняющейся реальности и опереться неё, стоит Бог, создавший и создающий всё во всём...

Елена Утенкова-Тихонова. 2015г. Сайт художника

 



© 2002 Metropolitan Anthony of Sourozh Foundation

Электронная библиотека "Митрополит Антоний Сурожский"
Интернет -магазин книг митрополита Антония Сурожского (Book Shop)
 Друзья Фонда на Facebook

/ Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100