5-я международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского
Елена Евгеньевна Утенкова (Москва, Россия)
Реальность и реализм в искусстве
Я совсем не Богослов, для этого у меня недостаточно ни
ума ни времени. И я далеко не святой, чтобы мне давались
истины напрямую... Поэтому я буду говорить только о своём
личном опыте.. Владыка где-то сказал, что Лев Толстой как
художник был намного ближе к
истине, чем как богослов, потому что как богослов, он был
намного слабее.. В этом вопросе, я, как Лев
Толстой...поэтому и буду говорить об опыте, полученном в
процессе своей работы художника.
Как художник я все время
сталкиваюсь с необходимостью изображать реальность. И тут не
получается отвертеться общими неопределёнными формами.
Приходится именно изображать некое Лицо того, что хочешь
назвать.
А реальность реальности напрямую зависит от того
видишь ты её или нет и если видишь,то как...
Так что в
некотором смысле это вопрос виденья. Мы все знаем, что можно
пройти по улице и останавливаться на каждом шагу, удивляясь
необычности или красоте, того что открывается взгляду. А
можно пройти и ничего не увидеть и не запомнить. Или увидев
- сфотографировать на память, а потом, глядя на скучную
фотографию скучного места думать, что на ней и в помине нет
того, ради чего она сделана. Фотоаппарат не увидел, потопил
главное в бесконечном количестве ненужных деталей и
подробностей.
Можно прожить целое лето со всеми его
рассветами, закатами, дождями и туманами и ничего не
заметить и ничего не увидеть. И говорить, ну что за лето —
дождь один...А можно, «когда разгуляется» написать:
«Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою...»
(Б. Пастернак)
Значит виденье и сама реальность зависят не
только от тебя. Это всегда подарок. Это даётся или нет.
В
древней Китайской живописи, как у нас в иконописи
существовало множество правил и канонов, направляющих
художника в работе. Например существовал целый свод
рекомендаций, как рисовать гору.... один из главных сюжетов
пейзажа. И среди этих правил я неожиданно прочла и мне это
запомнилось. «Если ты идёшь и вдруг видишь — какая красивая
гора - сразу же зарисуй её... Это гора обращается к тебе,
если ты этого не сделаешь, горы не будут в другой раз к тебе
обращаться..»
Получается, что занятие искусством это некий
диалог художника с реальным миром. А мир - это результат
Божьего присутствия, его творение. Поэтому искусство, если
оно серьёзно, - всегда опытный путь....к познанию
Божественной правды.
Но реакция на то, что видишь может быть
разной. Например мы все, выходя весной на улицу, попадаем в
царство луж и ручьёв. Если мы одни, мы с досадой
перешагиваем через них, стараясь не замочить ноги... Если мы
вышли на улицу с маленьким ребёнком это не удаётся сделать
так просто. Как известно, дети не пишут мемуаров, они (как
художники порой) видят мир открытыми глазами, в первый раз.
Живут настоящим мгновением. И увидев ручей - сразу же
реагируют на него, вступают с ним в диалог. Хорошо если они
начинают пускать в его водовороты щепочки-кораблики, сложнее
приходится родителям , если они просто становятся в середину
лужи, приобщаясь её глубине.
Что-то похожее происходит
сейчас и в изобразительном искусстве. Кто-то рисует
увиденное в реальности, кто-то пускает в реальность свои
щепочки-кораблики, кто-то пытаетсяприобщиться к реальности с
помощью своего тела...
Я отношусь к художникам, которые
рисуют... и буду говорить о своём опыте отображения
реальности.. на бумаге и холсте..
Слово «реальный» в
толковом словаре объясняется, как действительно
существующий, не воображаемый.
Художник в работе с натуры
сталкивается с неожиданным противоречием. Чем более подробно
рисуешь то что видишь, тем более далёк результат твоего
труда от того, что ты хотел изобразить. Перед художником
встаёт задача — как смотреть... Оказывается невозможно
рассказать о чём-то, если смотреть на это в упор. Например,
если ты, смотря на человека попробуешь рассмотреть во всех
деталях его ногу, ухо или глаз, который как известно зеркало
души — ты человека не увидишь.. Изображая что-то ты должен
смотреть шире, поверх этого, как бы на пространство в
котором находится то, что ты изображаешь.Уловить некий ритм
взаимодействия всего со всем.
Можно сделать замечательную
работу, нарисовав в портрете не того, кого рисуешь, а себя...то есть достать что-то из своей памяти и воображения,
ассоциирующееся с этим лицом в эту минуту.. И скорее всего
портрет не будет иметь отношение к зримой форме лица
человека, который сидел перед тобой . Но «Реалистичный» в
том же толковом словаре — объясняется, как соответствующий
действительности». Но что соответствует действительности?
Задача максимального соответствия действтельности ставится
перед фотографией на паспорт. Но мы все часто
сфотографировавшись с ужасом рассматриваем свои фотографии и
фотографии близких, удивляясь — неужели это мы... И я думаю,
что ребёнок с трудом узнает на такой фотографии свою любимую
бабушку... В реальной жизни, глазами ребёнка — бабушка не
такая...
Изображение реальности на картине должно быть окном
в эту реальность. Тогда оно будет произведением
искусства, а не фотографией на паспорт. Другими словами
предмет изображённый на картине должен быть не убит в момент
изображения, а приобщён к вечной жизни...Мы все чувствуем
это глядя на картины. Потому что в настоящем произведении
зритель тоже участвует в диалоге с реальностью с которой
разговаривал художник.. Уже сам участвует в этом диалоге и
углубляет его..... Поэтому какие-то картины нас волнуют, а
какие- то мы проходим равнодушно. Это особенно заметно в
больших музеях, типа Лувра и Эрмитажа, когда запутавшись в
бесконечно сменяющихся залах и устав всматриваться в
картины, висящие в несколько рядов по стенам, вдруг
останавливаешься, неожиданно для себя, перед одной маленькой
картиной и начинаешь в неё всматриваться.. Читаешь подпись и
оказывается, что это Вермеер или Кранах... Или Гойа —
портрет какой-то дамы... А вокруг портретов бесконечное
количество...но это не просто портрет, что-то его отличает
от других. Перед Джакондой в Лувре всегда стоят толпы
зрителей ,потому что это не просто изображение
Монны Лизы, это некое окно, в
которое тянет вглядеться...
И ещё, что мне кажется
чрезвычайно важным, в диалоге с реальностью, это позиция
художника. Попытка понять, отобразить реальность — это
всегда вопрос художника к тому, что он видит и к самому
себе. Не ответ, а вопрос. Тогда и зрителю есть над чем
подумать.
В этом смысле многострадальный Чёрный квадрат
Малевича — это тоже вопрос... И к нам с Вами... И на него
могут быть разные ответы. Поэтому он и вызывает уже сто лет
такое внимание, являясь некоей координатой в развитии
изобразительного искусства.
В текстах Владыки Антония,
предлагаемых к конференции есть слова об иконе, что икона
(тоже являющаяся художественным изображением на плоскости)
является как бы «окном к Богу, раскрытым для нас навечно и
вместе с этим имеет в то же время свои ограничения.
Икона не
есть Бог, сколько бы она не выражала Его, она не есть то о
чём она говорит, она говорит о чём-то, но она не есть
это...»
Тоже самое происходит и с реальностью в картине...
Я
например никогда не писала икон. Но однажды взялась
нарисовать большую икону Калужской Божьей матери для
Тарусского храма... Решилась я на это потому что задача была
мне понятна. Оригинал не был традиционной русской иконой,
написанной по канонам, которые я специально никогда не
изучала, а был живописным полотном конца 18 века. Эту
технику я знала хорошо. Я поехала в Калугу , чтобы
максимально рассмотреть оригинал. Но икона оказалось под
ризой и от времени так потемнела, что даже на специально
сделанных фотографиях не читалась в подробностях.
Я
попробовала нарисовать от себя...не получается.... Не
получается Лика, - получается некая конкретная женщина...
Попадая в музеи разных стран, я начала фотографировать лица
Мадонн, которые мне нравились и были в похожем ракурсе.
Распечатав их в размер, я попробовала в точности повторить,
то как они сделаны... Не то …..не получается...
Мне
неожиданно помогла маленькая репродукция, на которую я
наткнулась в книге. Это была Мадонна Конестабиле Рафаэля. В
реальности это крошечная работа диаметром всего 18
см.(изображение помещено в круг) сделанная художником в
20-летнем возрасте. При том, что в ней всё конкретно
нарисовано: лицо, одежда, Младенец, книга, пейзаж;
изображение это является чем-то особым... Маленьким окном в
огромную вечность. И глядя на то, как сделан лик Мадонны в
этой картине, я смогла что-то уловить и сделать в своей
работе, настолько, что она перестала быть «фотографией на
паспорт».
Мы все знааем , какую роль играет в поэзии
метафора. В изобразительном искусстве её значение тоже
велико, но здесь метафора очень часто используется
художником бессознательно, интуитивно и открывается уже
зрителю... Потому что изобразительное искусство боится
сознательной литературности, сразу переводящей картину в
разряд иллюстрации. Но даже в хорошей иллюстрации должна
соблюдаться некая мера конкретности.. Например, я бы не
вынесла, если бы мне в книге подробно нарисовали лицо Наташи
Ростовой или Принца Гамлета... Потому что это было бы
обманом ….
Художник, как инструмент, должен быть открыт
реальности, чтобы во взаимодействии с ней — прозвучать, при
этом он должен видеть мир здесь и сейчас, как впервые... Но
нельзя работать ни на что не опираясь. Невозможно шагнуть в
пустоту и не пропасть в ней, не нащупав хоть какой-то опоры
под ногой... И это незыблемое, на что можно опереться - есть
некая система координат, неба и земли в частности, а более
глубоко, может быть за этой системой координат, которую мы
пытаемся нащупать в меняющейся реальности и опереться неё,
стоит Бог, создавший и создающий всё во всём...
Елена Утенкова-Тихонова. 2015г.
Сайт художника