Слишком часто мы по привычке, по инерции, по лени ума, не только
неверующие, но и верующие, думаем о материи, будто она инертна,
мертва. С точки зрения нашего субъективного опыта, это действительно
так. Но с точки зрения философии материи, с точки зрения ее
соотношения с Творцом, Который державным словом ее призвал из
небытия к бытию, все имеет жизнь: в каком-то смысле, все Богом
сотворенное может участвовать радостно и ликующе в гармонии твари.
Иначе если бы материя была просто инертна и мертва, то всякое Божие
воздействие на нее было бы как бы магическим, было бы насилием,
материя не была бы послушна Ему, те чудеса, которые описаны в Ветхом
или Новом Завете, не были бы чудесами, то есть делом послушания и
восстановления утраченной гармонии. Это были бы властные действия
Бога, против которых материя, сотворенная Богом, не могла бы ничего.
И это не так. Все сотворенное живет, на каждом уровне тварной жизни,
своей особенной тварностью. И если мы умели бы в нашем очень часто
холодном, тяжелом, потемневшем мире уловить то состояние материи,
которое нам больше недоступно, потому что мы ее видим не Божиими
глазами и не изнутри духовного опыта, мы видели бы, что Бог и все Им
сотворенное связаны живой связью.
Это очень важно для нашего религиозного сознания, потому что на этом
основано очень многое не только в нашей религиозной вере, но и в
нашем религиозном опыте. В нашей религиозной вере с этим связано
понятие чудес, связана самая возможность и значительность
Воплощения, то есть того, что Бог облекся плотью, соединив с Собой
материю этого мира. С этим связана мысль о том, что в Своем
Вознесении Господь эту нашу плоть, опять-таки материю, Им же
созданную, унес с Собой в глубины Троической тайны.
С другой стороны, когда мы говорим о преображении всей твари,
которого ждет человечество верующее, мы о том же говорим: не о том,
чтобы мертвая материя засияла мертвым блеском, а о том, чтобы она
засияла внутри обновленной и возрожденной жизненностью, чтобы в
ответ на Божие прикосновение, на приобщение к Божией благодати, она
ликующе начала жить. И в этом тоже — и это очень важно для нас —
глубина и значение таинств. Таинства — это не пустые обряды, это
события, в которых человек своей верой, то есть уверенностью, что
Бог есть, доверием к Нему, любовью к Нему, отдает Богу и вводит в
область небесного, высвобождает материю, возвращает ее к первичной
или к конечной славе и свободе. И материя, освященная этим
освобождением, этой пронизанностью Божественной благодатью, в свою
очередь, возвращаясь к нам, прикосновением, приобщением обновляет
нас в той мере, в которой мы способны это воспринять и вместить. А
что это так, мы видим из религиозного опыта: именно через нашу
плоть, через нашу вещественность Бог может на нас воздействовать.
Непонятно, но безусловно